Артедайн (20 век Т.Э.) |
(этнографическая справка для игры «Падение Артэдайна»)
1.Краткая
историческая справка.
Арнор и Гондор, Королевства В Изгнании, основаны в
3320 году Второй Эпохи Элэндилем Высоким и его сыновьями – Исильдуром и
Анарионом. Элэндиль, а впоследствии Исильдур, его старший сын, были Верховными
Королями всех Дунэдайн и Королями Арнора.
После Элэндиля и Исильдура в Арноре сменилось еще
восемь Верховных Королей. Из-за разногласий между сыновьями Эарэндура
Королевство было поделено на три части: Артэдайн, Рудаур и Кардолан. Род
Исильдура в Артэдайне продолжался и не угас, но в Кардолане и Рудауре вскоре
прервался. Королевства часто ссорились между собой, что ускорило вырождение Дунэдайн.
Основным предметом распрей было обладание Наветреными холмами и страной,
лежащей к западу от Бри. И Рудаур, и Кардолан одинаково желали завладеть горой
Амон Сул, стоявшей на границе этих смежных королевств; причиной тому была башня
Амон Сул, в которой хранился главный палантир всего Северного Края, в то время
как остальные два находились в Артэдайне.
Зло пришло в Арнор в начале правления Малвэгила
Артэдайнского. В то время за Платом Огров появилось королевство Ангмар. Земли
его находились по обе стороны Гор, и много недобрых людей, орков и прочих
свирепых тварей собралось там. Правил той страной Король-Чернокнижник.
Во дни Аргэлэба, сына Малвэгила, Короли Артэдайна
вновь заявили права на владычество всем Арнором, так как в других королевствах
наследников Исильдура не осталось. Однако Рудаур не был согласен с таким
решением. К тому времени в Рудауре Дунэдайн оставалось совсем немного и к
власти пришел злой правитель народа холмов, заключивший тайный союз с Ангмаром.
Тогда Аргэлэб укрепил Наветреные холмы; вскоре, однако, он был убит в сражении
с Рудауром и Ангмаром.
Арвэлэг, сын Аргэлэба, заручившись поддержкой
Кардолана и Линдона, отогнал врага от холмов и Артэдайн и Кардолан еще долго удерживали
границу, проходившую по Наветреным холмам, Большому Тракту и нижнему течению Митэйтель.
Говорят, в то время был осажден Ривенделл.
В 1409 г. из Ангмара вышло большое войско,
пересекло реку, заняло Кардолан и окружило Амон Сул. Дунэдайн были разбиты,
Арвэлэг погиб, башня Амон Сул была разрушена и предана огню, но Палантир при
отступлении удалось спасти и переправить в Форност. Рудаур был взят злобными
подданными Ангмара, и Дунэдайн, оставшиеся там, были перебиты или бежали на
запад. Кардолан разорили дотла. Арафор, сын Арвэлэга, еще не вполне достиг
зрелости, но доблести ему было не занимать, и, при поддержке Кирдана, он изгнал
врага из Форноста и из Северных холмов. Уцелевшие Верные из числа кардоланских Дунэдайн
разделились – одни держали оборону в Тирн Гортаде (Курганах), другие искали
убежища в Лесу.
Говорят, что Ангмар был на время усмирен эльфами,
пришедшими из Линдона и Ривенделла, ибо Эльронд привел из-за Гор, из Лориэна,
крепкую подмогу. Именно тогда хоббиты переселились в Шир.
В правление Аргэлэба II с юго-востока в Эриадор пришла чума, и
большинство жителей Кардолана погибло, причем особенно пострадал Минхириат. Хоббиты,
как и прочие народы, тоже понесли потери, но к северу чума свирепствовала
меньше, а северные области Артэдайна оказались лишь слегка затронутыми заразой.
Так наступил конец Дунэдайн Кардолана, а в опустевших Курганах поселились злые
духи, пришедшие из Рудаура и Ангмара.
Ныне идет 1964 год Второй Эпохи. Артэдайн держит
границы, и его сил едва хватает противостоять разбойникам Рудаура и лихим людям
и прочим тварям Ангмара. Кардолан пуст. Однако Артэдайн держит связь с Кирданом
и Эльрондом, а также с Гондором – но Гондор слишком далеко.
2.География.
Эриадором назывались земли между Туманными и Синими
горами, на юге эти земли граничили с Гватло и Гландуином, впадавшим в Митэйтель
немногим выше Тарбада.
В лучшие свои времена Арнор включал в себя почти
весь Эриадор, кроме областей за рекой Лун и земель к востоку от Бруинен и Гватло,
где расположены были Ривенделл и Эрэгион. За рекой Лун жили эльфы, друзья Дунэдайн.
После разделения Королевства Арнор на три части Артэдайн располагался на
северо-западе и включал земли между Барандуином и рекой Лун, а также край
севернее Большого Тракта вплоть до Наветреных холмов.
3.Население.
Большинство населения Артэдайна составляют потомки
местных племен. Эти племена предположительно родственны Дунэдайн, и всегда были
настроены к ним дружественно. Сами Дунэдайн по большей части смешались с
младшими людьми, и немногие семьи сохраняют в чистоте кровь Нумэнора.
Отличительными внешними признаками Дунэдайн являются: высокий рост; несколько
более смуглая, чем у местных жителей кожа; более долгий срок жизни.
4.Государственное
устройство и управление.
Социальную структуру и само отношение к власти
Артэдайн унаследовал от Нумэнора. Хоть с Падения прошло почти две тысячи лет,
потомки нумэнорцев до сих пор хранят практически в неизменности основные
властные структуры и отношение к ним. Единственным полновластным правителем
Артэдайна и всего Арнора является Король. Нынешние Короли ведут свой род от Государя
Исильдура, старшего сына Элэндиля Высокого, первого Короля Королевств в
Изгнании. Элэндиль же в свою очередь был потомком Сильмариэн, старшей
дочери Тар-Элэндиля, четвертого Короля Нумэнора. Таким образом, Короли
Артэдайна являются потомками самого Эльроса Тар-Миньятура,
первого Короля Людей.
Король в Артэдайне является абсолютным монархом,
ему принадлежит вся полнота государственной власти: исполнительной,
законодательной и судебной. Однако воля Короля ограничивается законами
Королевства, общественным мнением и устойчивыми традициями. Король имеет право
казнить и миловать, дарить и отнимать земли и личное имущество, устанавливать
новые законы — и все это в рамках законов и традиций.
Кроме политической власти, Король Гондора наделен
также властью и сакральной. Только Король может клясться именем Единого. Ранее,
в Нумэноре, только Король имел право обращаться к Единому от имени народа, ныне
же, с утратой Нумэнора и Мэнэльтармы, священной горы нумэнорцев, обычай этот
утрачен, однако не забыт. Можно даже сказать, что все политические функции
королевской власти являются производными от главной, сакральной —
посредничества между людьми и высшими силами: Король — Наместник от Валар, и в
конечном счете, от Самого Единого. Ибо власть Короля зиждется на Праве, а Право
может даровать только Единый — посредством Валар. Ведь и Манвэ,
Верховный Король Арды — лишь Наместник Единого, творящий Его волю. Защитой же
от самоуправства Короля является древнее Право, включающее законы, обычаи и
старые традиции Королевства. Таким образом, Король Артэдайна является монархом,
чье решение неоспоримо; однако он управляет Королевством в рамках древнего
Права, являясь как бы управляющим (и истолкователем), но не создателем
последнего.
Сакральность Короля выражается и в физических
проявлениях. Известно, что различные изменники, начиная Черными нумэнорцами,
перешедшими на сторону Саурона еще в конце Второй Эпохи, и заканчивая людьми,
что бежали из Арнора в Ангмар, недолго сохраняли свое долгожительство и прочие
дары, свойственные Высшему Народу. Эти люди либо быстро вымирали, не оставив по
себе даже памяти, либо смешивались с местным населением и также совершенно
утрачивали признаки нумэнорской крови. Наоборот, при правлении Королей
благословение Валар сохраняется значительно дольше, хоть и утрачивается со
временем.
Благословение — еще один добрый обычай, связанный с
Королями. Считается, что благословение Короля отличается особой силой, и что
сам Король, получивший по наследству благословение высших сил, способен на
деяния большие, нежели прочие люди. В Нумэноре считалось, что благословение
Короля хранит корабли от гнева Оссэ, и потому корабли нумэнорцев не тонут. Ныне
знатные лорды и простой народ получают от Короля благословение в первый день
Нового года, а также в особо важных случаях. Благословение Короля — знак его
приязни, оно никогда не дается “формально” или тем, чьи помыслы нечисты. Потому
Король никогда не благословляет людей, в чьих поступках он не уверен.
Обычай благословения происходит еще от тех времен,
когда Валар благословили Три Народа Эдайн, наделив их разнообразными дарами,
благословили Короля Эльроса и благословили Остров Нумэнор. Благодать передается
в королевском роду по праву крови, а не в силу каких-то обрядов или церемоний:
Король является Королем по праву рождения в роду Эльроса, а не королевская
должность или сан делают человека Королем. Таким образом, Королем в Артэдайне
может быть лишь потомок Исильдура рода Эльроса, законно взошедший на престол
после смерти или отречения правящего Короля.
Королевская власть является пожизненной и передается
по наследству прямым потомкам по мужской линии. В случае отсутствия у Короля
детей власть передается ближайшему родственнику по мужской линии (брату,
кузену, племяннику и т.д.). Ныне по обычаю Король объявляет имя своего
Наследника при коронации.
Знаками, символами и атрибутами исключительно
королевской власти являются: серебряный скипетр Аннуминаса и Элэндильмир –
венец Королей (второй, сделанный в Имладрисе для Валандиля, сына Исильдура, так
как первый сгинул вместе с Исильдуром). Король принимает власть и скипетр от
своего отца перед кончиной последнего, а если это невозможно — Наследник идет
один в Усыпальницы и принимает символ власти из рук усопшего Короля (обратим
внимание на отсутствие помазания или чего-то в этом роде — достаточно
королевской крови и права стать Королем). Символами королевского рода являются
Кольцо Барахира, подаренное Барахиру Финродом и обломки Нарсиля, меча Элэндиля
Высокого.
Король является верховным главнокомандующим всех
военных сил, он назначает офицерский состав армии. Король является главой
Совета Артэдайна, обладает правом помилования, жалует звания, титулы и
должности. Однако эти функции Король вправе кому-то передоверить: в частности,
в отсутствие Короля или в междуцарствие фактически вся полнота государственной
власти переходит к Наместнику.
Нынешний Король Артэдайна – Арвэдуи рода Исильдура. Его
жена – Фириэль Гондорская, рода Анариона. Его старшим сыном и наследником
является принц Аранарт. Другими детьми Арвэдуи являются: младший принц Дамрод,
а также принцессы-близнецы леди Айлинэль и Алмиэль, еще не достигшие
совершеннолетия.
Дядя Короля, младший брат предыдущего Короля Артэдайна
Арафанта – лорд Изиндир, его жена – леди Тэренис.
Вторым по значимости лицом в Королевстве является
Наместник, он же занимает должность Хранителя Палантиров.
Должность Наместника (синд. “арандур” — “слуга
короля”) была учреждена еще в конце Второй Эпохи. Наместника назначает Совет
Артэдайна, должность эта пожизненная, но не наследственная. Наместник является
представителем Короля, когда тот отлучается за границу, бывает болен или в
период между смертью Короля и коронацией его наследника. Наместник, заменяя Короля,
обладает всеми правами Короля, кроме права объявлять войну, покидать пределы
Королевства и вводить новые законы. Наместник также является главным советником
Короля и Наследника Королевства.
Нынешний Наместник Королевства — лорд Имлах.
Король и Наместник ограничены в своих действиях только
законами Королевства, каковые, впрочем, Король имеет право менять.
В случае необходимости (важные внутренние или внешние
дела) Король (или заменяющий его Наместник) собирают Совет Артэдайна. Главой
Совета, соответственно, является Король или, в его отсутствие, Наместник. В
Совет Артэдайна входят Наместник, объявленный Наследник Короля, Капитан армии
Королевства, лорды ланнов (областей). Кроме того, на Совет может быть приглашен
любой уважаемый или знающий человек по разрешению Короля (или Наместника). Ныне
членами Королевского Совета являются также леди Фириэль, принцесса Гондора,
жена Государя Арвэдуи; принцы Изиндир и Дамрод; Хранитель Архива леди Риан;
Командующий гвардией Короля Халдир.
Совет Артэдайна является сугубо совещательным
органом: последнее слово всегда остается за Королем (либо за заменяющим его
Наместником).
Королевство разделено на несколько областей – ланнов.
Каждый ланн разделен на земли лордов, Верховный лорд ланна имеет право голоса в
Совете Короля. Лорд Ланна также имеет право судить жителей ланна и своих
вассалов, собирать в случае нужды ополчение, собирать налоги и т.п.
На знамени Королевства изображена корона Исильдура
(«крылатый шлем»), под ней полукругом – семь шестиконечных звезд, знаки эти
серебряные на черном поле. В общих случаях знаком Королевства является
шестиконечная серебряная звезда Эарэндиля на черном поле.
5.Религия.
Дунэдайн Севера чтят, как и их южные собратья, и как
и их предки, Валар и Эру Единого.
Имя Единого священно, и употреблять его всуе
невозможно, обычно же используются эфемеризмы вроде «Сидящий над всеми
тронами». Клятва с именем Единого обладает особой торжественностью, она надолго
освящается место, где была произнесена, и ее произносят обычно только Короли.
Никакого особо священного мета почитания Единого в Арноре нет, но осталась память
о Священной Горе Мэнэльтарме и о трех праздниках в честь Единого – Эрукьермэ,
Эрулайталэ и Эруханталэ.
Валар считают покровителями в различных делах, и
их имена употребляются больше. Однако также никаких особых обрядов или мест
почитания у Валар в Арноре нет.
Имена и
прозвания Валар, как и просто слово «Валар», встречаются в обиходной речи в
виде сравнений, эпитетов и выражений типа “Валар ведают, зачем”, или «Оборони
нас Валар!»
6.Армия.
Дунэдайн
используют в бою мечи, боевые топоры, копья, ножи. Но любимым оружием
чистокровных Дунэдайн всегда оставался длинный нумэнорский лук. Лук этот
стальной, полый внутри, длина стрелы с черным оперением составляла полный элл
(1,14 м). Нумэнорцы посылали впереди себя тучу стрел, которыми сильно прорежали
ряды противника. Ныне носят такой лук немногие.
Также на
вооружении армии приняты щиты (большие, в рост человека или поясные), длинные
крепкие копья, мечи: экэт (короткий) и макиль (длинный). Экэт
представляет собой короткий меч, с длиной клинка около полутора футов, имеет
широкий обоюдоострый клинок и острие, пригодное для колющих ударов.
Дунэдайн также
носят тяжелые доспехи, которые не пробиваются орочьими стрелами и стрелами
дикарей Средиземья, а также длинные кольчуги. Боевые шлемы Дунэдайн высокие,
конической формы, без забрал. Отличительной чертой шлемов могут быть украшения
в виде стилизованных чаячьих крыльев.
Дунэдайн
сильны и выносливы, они могут проходить в полном снаряжении восемь лиг (38 км
624 м) в день с восемью привалами: короткий привал в конце каждой лиги и
часовой отдых в середине дня. Такой “марш-бросок” длится около десяти с половиной
часов. Этот темп Дунэдайн могут сохранять при нормальном питании долгое время.
При необходимости они могут двигаться быстрее, проходя по 12 лиг (57 км 936 м)
в день (или даже больше, если приходится очень спешить), но более короткий
срок.
Ввиду
отсутствия моря армия Артэдайна исключительно сухопутная. Лошади используются
только в качестве средства передвижения и перевозки грузов, в бой они не
вступают.
На поясе все
воины носят подсумок с дорожным хлебом (напоминающий по свойствам лембас
эльфов) и питья, на самый крайний случай. Этот запас может поддерживать
жизненные силы человека в течение многих дней, но весит очень мало и места
также занимает немного.
Известно
два типа построения армии Дунэдайн в бою. Это тангайл и дирнайт.
Тангайл (синд. “щитовая ограда”) представляет собой две сомкнутых, щитом к
щиту, шеренги, которые могут изгибаться и смыкаться флангами, если нужно было
образовать сомкнутый круг. Дирнайт (синд. “живой клин”) - строй для атаки на
короткой дистанции против многочисленных беспорядочных соединений врага или
против оборонительного строя на открытой местности. Тангайл удобен в
использовании на пересеченной местности, дирнайт — на открытой и ровной.
Боевой
клич, принятый в армии – «Король и Звезда», или «Аран ан Эл».
В Артэдайне существуют 4 профессиональных воинских
подразделения.
1. Регулярная армия Артэдайна. Подчиняется
Капитану, который подчиняется лично Королю. Формируется армия из представителей
мирного населения, срок службы в армии ограничен неспособностью носить оружие в
силу возраста или ранения. В армию поступают как добровольцы, так и по
обязанности – сколько-то человек от ланна. Состоящим в регулярной армии
выплачивается содержание на них и их семьи, содержание в случае ранения и
содержание в старости. Защищает границы Королевства.
2. Личные дружины лордов. Формируются из жителей
соответствующих ланнов и земель лордов. Подчиняются своим лордам, а в целом
правила такие же, как и в регулярной королевской армии. Защищают по мере сил
границы ланнов и поддерживают порядок внутри ланнов. Как правило, дружинники
подчиняются более жесткому и строгому уставу, нежели другие воины. Они имеют право
носить герб и цвета своего лорда.
3. Дружина Короля (Гвэт Аранэн) – элитное
подразделение Короля лично. Исполняет важные поручения Короля, охраняет особо
важные объекты столицы, Короля и королевскую семью. Набор производит лично
Король среди воинов, имеющих боевой опыт (средний возраст гвардейцев – 30-65
лет). Подчиняются своему Капитану и Королю лично. Нынешний Капитан – Халдир,
член Королевского Совета. Форма: черная котта с шестиконечной серебряной
Звездой Эарэндиля.
4. Следопыты – недавно возникшее отдельное
подразделение. Функции: разведка ближняя и дальняя, рейды вглубь территорий,
которые слабо контролируются Артэдайном, помощь в охране границ, обязанности
дальних гонцов. Подчиняются Капитану (принц Дамрод), и Королю. Набираются лично
Капитаном, в основном из молодых людей. Форма: зеленая туника, зеленый худ,
серый плащ. Основное оружие –легкий короткий лук.
У каждого подразделения имеется свой устав, своя
клятва (присяга) и свои внутренние традиции.
В случае массового нападения лорды ланнов по
приказу Короля собирают ополчение из всех мужчин, способных носить оружие. В
этом случае служба в армии не оплачивается.
Воинов в армии принято называть охтарами, обращение
к старшему командному составу – капитан, роквэн.
7.Особенности
характера (менталитет).
Дунэдайн свойственно особенное
отношение к королевской власти. Король для них — фигура не только и не столько
политическая, но и сакральная. Короли Дунэдайн— единственные Короли, имеющие
власть от высших сил, потому они назывались и называются Королями Людей. Однако
Дунэдайн никогда не станут заставлять иные народы признавать власть своих
Королей, если только речь не идет о собственной безопасности. Конечно, когда
племена диких людей нападают на границы Королевства, грабят его караваны,
уводят в рабство или убивают его жителей, тогда власть Короля распространяется
и на них. Но приходить в чужую страну, не воюющую с Артэдайном и подчинять ее
жителей — “орочье дело”, как говаривают в Королевстве.
Вообще всякая законная власть воспринимается
Дунэдайн с уважением, они доверяют своим властителям, и Королям, и лордам, а
те, в свою очередь, доверяют своим подданным. От того многие вещи, касающиеся
отношений лордов и вассалов, не прописаны в законе, а регулируются только
традицией. В Королевстве, на взгляд постороннего, есть много возможностей для
злоупотреблений властью, так как властителей или управляющих никто не
контролирует и им верят на слово. Однако подобных злоупотреблений очень мало, и
чем ответственнее должность и выше положение, тем реже встречаются
злоупотребления. Причина этого в том, что Государь и лорды назначают на
должности людей достойных, и редко ошибаются в них — поскольку лорды, как и
Король, обладают определенными способностями, которые помогают им выполнять их
обязанности (см. Осанвэ-кэнту). Нет в Королевстве и интриг, связанных с
властью, как в королевствах младших людей, к примеру. Если человек хочет занять
какую-либо должность или приобрести земли, он делает это открыто, и добивается
желаемого, если достоин.
Лорды, наместники и вообще
всякие люди, имеющие власть, окружены в Королевстве подлинным уважением, и
злословить на их счет или проявлять к ним непочтительность считается крайне
неприличным. У властителей с подданными существуют очень теплые, дружественные
отношения, так, например, многие слуги воспринимаются в доме лорда как часть
семьи, как родичи. Дети слуг и хозяев играют вместе, вместе растут, и никто
никогда не думал запретить детям лордов общаться с детьми садовников. Наоборот,
лорды часто советуют своим детям дружить с простым народом, чтобы лучше
понимать тех, над кем поставлен не самовластным правителем, но всего лишь
наместником другого, бОльшего Лорда.
Так же почтительно и бережно относятся Дунэдайн к своей стране. Для
них это не просто место проживания, нет, это страна, выдержавшая многое – битвы
и осады, чуму и голод, и до сих пор сражающаяся со злом Ангмара и приспешников.
При этом артэдайнцы признают подобные достоинства и за другими странами, и
относятся к ним уважительно, без высокомерия, но все же Артэдайн для них —
самый лучший. Надо сказать, что для Дунэдайн нет разделения Королевства как территории,
как земли, и Артэдайна — как политической структуры, как Королевства. Артэдайн
един, под небом на земле лежит Королевство со своей историей, со своими лордами
и своим Королем. Изгнание всегда считалось и считается среди Дунэдайн очень
суровым наказанием, почти равным смертной казни.
Но история Артэдайна не ограничивается историей собственно
Королевства. История Артэдайна — это и история Нумэнора, и еще древнее —
история эдайн. Прошлое осияно для Дунэдайн
золотым ореолом истинной славы и мудрости, именно в прошлом лежат истоки
нынешней мудрости и доблести. Именно в прошлом были вручены людям те дары,
крохи которых сохранились и по сию пору. Потому Дунэдайн старательно берегут
каждую крупицу прошлого. Они очень консервативны в привычках и традициях (вроде
обычая вставать перед трапезой, обращаясь лицом к Западу), свято чтут законы и
людей, в чьих жилах течет более чистая нумэнорская кровь, хранят язык и
переписывают древние рукописи. Каждый Дунэдайн знает свою генеалогию и историю
своих предков, детей в Артэдайне до сих пор называют именами, известными из
древних легенд. Новое может приходить только освященным древностью образом (ср.
историю клятвы Кириона и Эорла), через тех, кто сам олицетворяет собой
традицию, закон и память (Король или замещающий его Наместник).
Особо почитаема память о
Нумэноре, Острове, дарованном Валар и отнятом за человеческие преступления. Известно,
что нумэнорцы, живущие в Средиземье, даже после гибели Острова считают себя
“изгнанниками”, беженцами в чужих краях. Настоящая родина тех, в ком течет
кровь Дунэдайн — там, на погибшей земле. Даже и через тысячелетия пронести Дунэдайн
тоску по утраченной земле, и иным и в наше время сниться один и тот же сон:
большая черная волна над зелеными пастбищами Нумэнора. Дунэдайн верят, что
“кровь — не водица”, и что от предков человеку достается не только кровь, но и
память предков. Клятвы и обязательства тоже передаются по наследству.
Особое слово следует сказать о
верованиях Дунэдайн. Они, вслед за эльфами, верят, что мир сотворил Единый Бог,
верят, что Он не оставил свои творения, а продолжает как-то управлять миром,
находясь при этом вне его. Сам мир — творение, Творец же — это Личность,
находящаяся вне мира. Однако напрямую общаться с Единым творения не могут.
Разве что Манвэ, Наместник Единого в Арде, может обращаться к Нему и слышать
Его голос. Единый — очень далеко, и, хоть и мир не существует “сам по себе”,
обращаться к Нему не принято. Возможно обращение к Валар, но и сами Валар —
творения, и не подобает поклоняться им, как неким богам. Дунэдайн воспринимают
Валар, ушедших за Круги Мира, скорее как старших дядюшек и тетушек, как кого-то
могущественного, но подчиняющихся еще более могущественной силе. Почтение и
уважение, питаемое Дунэдайн к Валар, несомненно, однако оно не перерастает в
идолопоклонство.
В течение практически всего
своего существования Люди Запада держались “негативной стороны истины”, то есть
они знали, как делать не надо. Не надо поклоняться ложным богам, не надо
подчиняться Мэлькору, Саурону и их слугам — Врагам Валар и всего живого. Все это
привело к тому, что Дунэдайн — потомки нумэнорцев — не строят храмов, не сажают
священных рощ, не имеют молитв и иных видимых знаков поклонения высшим силам.
Более того, имя Единого окружено в Артэдайне таким почтением, что не принято
произносить его вслух, и только один Король имеет право произносить клятвы,
призывая в свидетели Единого. На человека, произносящего имя Единого всуе, Дунэдайн
посмотрели бы с большим неодобрением и вряд ли захотели бы с ним общаться. Хотя
наверняка в глубине своего сердца, в минуты опасности или величайшего счастья, Дунэдайн
вспоминают имя Единого. (А на всяческие храмовые постройки или на слова
вроде “жрец” реагируют нервно, ибо они ассоциируются с Сауроном и его
мерзостями).
Как уже было сказано, у Бога
среди Дунэдайн Севера нет ни храмов, ни алтарей, ни жрецов – тем не менее
каждый из Дунэдайн считает себя одним из Детей Единого и не позволит, чтобы Его
имя подвергалось оскорблениям.
В Артэдайне, как и в любой
другой стране, есть немало примет, но в общем Дунэдайн народ несуеверный, и
полагаются они больше не на приметы, а на собственный разум и руки. Так что
напугать артэдайнцев “сглазом” или призраками трудно, хотя они знают, что такие
вещи бывают на свете.
Эстэль — одно из основных
понятий философии и жизненных представлений Дунэдайн. Если человек не понимает,
что такое эстэль, он никогда не поймет Дунэдайн. Эстэль — это комплексное
понятие, это та Надежда, что превосходит все надежды. Позволю себе здесь
процитировать отрывок из “Речей Финрода и Андрэт”: “Есть две надежды, — ответил Финрод. — То, что зовут "надеждой"
люди, мы называем амдир", "взгляд вперед" (букв.
"взгляд вверх"). Но есть еще другая надежда, ее основания — глубже.
"Эстэль", "вера", зовем мы ее. Никакие события в Мире не
могут поколебать ее, ибо она зиждется не на опыте, но на нашем естестве и изначальном
бытии. Ибо если мы воистину Эрухини, Дети Единого, Он не позволит лишить Себя
Своего достояния — не позволит ни Врагу, ни даже нам самим. Вот первооснова
эстэль, и мы не теряем ее даже в
предвидении Конца: что все Его замыслы неизменно ведут к радости Его детей”.
Итак, эстэль, в отличие от амдир, не есть надежда, основанная на знании (или на таком понятии, как “авось”),
эстэль основана на доверии к Творцу, который не даст своим детям пропасть, и
что в конце концов все обернется к лучшему, хотя и неведомо как. Именно эстэль
помогает Дунэдайн выстоять в битвах с Врагом и его слугами. Немногие люди имеют
эстэль, но среди Дунэдайн чистая эстэль встречается чаще всего.
Остановимся подробнее на
антропологии, то есть на представлении о человеке. Дунэдайн верят, что у
человека есть тело и душа, называемые образно “домом и жильцом”. Иные толкуют
еще об “огне в доме, у которого сидит жилец”, но это учение не очень
распространено. В любом случае, тело и душа считаются созданными друг для
друга, потому расставание их воспринимается как нечто противоестественное, а уж
некромантия — как совершенно мерзкое и отвратительное деяние.
Дунэдайн любят жизнь и даже в
старости не стремятся расставаться с нею. Невозможно представить в Артэдайне к
примеру, харадский обычай самоубийства стариков. Тело свое, даже больное, даже
в старческой немощи, Дунэдайн не считают обузой и стараются прожить как можно
дольше, борются за жизнь до последнего. Хотя наиболее правильным, с их точки
зрения, было бы “отпустить душу”, то есть умереть спокойной, ненасильственной
смертью тогда, когда срок земной жизни вышел, но мало у кого хватает эстэль
поступить так. Дунэдайн боятся смерти, это они унаследовали от Нумэнора, и
поговаривают, что некоторые Дунэдайн Рудаура и Кардолана согласились служить
Ангмару в обмен на долгие годы жизни. Разумеется, у Верных Дунэдайн подобные
изменники вызывают отвращение.
О посмертной судьбе Дунэдайн
думают разное. Одни считают, что со смертью тела наступает и смерть души,
вечное никогда. Другие надеются, что за гранью мира людей ждет некая нечаянная
радость. Третьи считают, что в чертогах Мандоса для людей отведены особые залы,
где они находятся до конца мира. Но все считают, что перед тем, как уйти за
грань, души людей попадают в некую темную, мрачную долину. И многие думают, что
эта долина и есть место нахождения душ умерших, место печальное и безрадостное.
Иные же полагают, что после смерти душа плывет на Запад на черной ладье Морниэ.
Вообще Дунэдайн не любят
рассуждать о том, каково душе существовать без тела. Но если они и говорят об
этом, то с печалью, ибо считают, что бездомным духам тоскливо без своего тела,
и страшна их участь, участь скитальцев по Незримому миру.
Есть такое выражение у Дунэдайн:
“Сердце мое сказало мне”. Это значит, что человек может определять истину,
знать, что правильно, а что неправильно, даже пророчествовать. “Сердце”, или орэ
людей с давних времен несет на себе печать Мэлькора, клеймо клятвы людей в
Хильдориэне, потому далеко не всегда то, чего хочет человек, бывает правильным
и справедливым. Однако бывают такие моменты, особенно у чистых сердцем людей,
когда со всей очевидностью можно полагаться на голос сердца. Мудрые люди
говорят, что голос чистого орэ — голос истинной природы человека, не
затуманенной злом Моргота. И Дунэдайн считают, что голос неискаженного человеческого
естества слышат временами все люди, любых народов и племен, и потому все люди
знают, что такое плохо, а что такое — хорошо, даже если поступают при этом
дурно. (На уровне орэ культурных различий нет. То есть никакой
“национальный менталитет” не может — на самом деле — служить, к примеру,
оправданием убийства или человеческого жертвоприношения).
Отношение к другим народам. В
представлении Дунэдайн люди делятся на три группы сообразно своему отношению к
тому, что идет от эльфов и Валар: Высший Народ, они же Люди Запада,
благословленные Валар; Средний Народ, их родичи, не покинувшие Срединных
Земель; и Люди Тьмы, или Дикари (или “хравани”), которыми, как считали,
в войнах с Дунэдайн двигает не просто жажда добычи, но фанатичная ненависть к
Людям Запада и их святыням. Деление это не подразумевает, что Люди Запада имеют
полное право обращаться со всеми остальными так, как захотят, напротив, чем
выше в этой иерархии народ, тем более “по-человечески” относится он к другим
народам (к примеру, люди народа холмов в войнах с Дунэдайн рубили раненых
врагов и пленных на куски, однако Дунэдайн не стали в отместку пытать их или
издеваться над ними).
Если бы можно было определить
доминирующую черту национального характера одним словом, у морэдайн этим словом
было бы “кровь” (в смысле наследственности), у харадрим — “доблесть
воина”. У Дунэдайн же таким словом было бы слово “верность”. Верность в
представлении Дунэдайн — это свободный выбор в следовании своему высшему долгу.
Поистине, верность почитается главным достоинством у Дунэдайн: верность своему
лорду, верность своему народу, верность данному слову, верность любимому
человеку. Потому предательство, измена почитается Дунэдайн как самое мерзкое
преступление. Это преступление вызывает не только чувство возмущения, но и
брезгливость, измена — очень “грязное” преступление. К изменнику будут относить
с презрением и брезгливостью, как к разлагающемуся трупу какой-то твари,
которую даже животным не назовешь. Измена среди Дунэдайн — явление редкое, и
изменники предпочитают не встречаться с своими бывшими совплеменниками. С
подобным презрением Дунэдайн относятся не только к государственной измене, но и
к супружеской.
Дунэдайн честны и открыты. Они
не возводят честность в принцип, не гордятся ею; просто для Дунэдайн честность —
естественное поведение человека. Они честны с другими, потому их трудно
обмануть. Если человек запятнал себя ложью, с ним стараются общаться как можно
реже. Открытость Дунэдайн — это не проявление наивности, как у детей, которые
доверчиво рассказывают первому встречному о том, что делается в семье, о своих
маленьких радостях и бедах. Открытость Дунэдайн — это проявление уважения друг
к другу и к иноплеменникам. Дунэдайн почитают других людей взрослыми и
ответственными, потому в обращении с ними не делают скидок на “трудное детство”
или “выполнял приказ”, если этот приказ был преступным. Они принимают людей,
даже таких чудных, как хоббиты, как равных, и в этом тоже проявляется их
открытость. Быть открытым — это не значит рассказывать о себе вообще все, это значит
быть готовым слушать другого и видеть в нем личность, достойную уважения.
Разумеется, Дунэдайн не станут раскрывать государственные или военные, или
просто личные тайны, открытость не подразумевает отсутствие секретов или того,
о чем говорить не должно. Пока собеседник не выказал признаков враждебности и
дурных намерений, Дунадан будет обращаться с ним, как с равным (здесь нет и
намека на параноидальную склонность предполагать самое худшее). Опять же, Дунэдайн
очень трудно обмануть, потому они способны довольно быстро понять, с достойным
ли человеком они говорят, или нет. (Честность
Дунэдайн не «запрограммирована», Дунадан не лжет не потому, что не в состоянии
солгать, а потому, что он каждый раз делает сознательный выбор в пользу правды).
Из открытости следует еще одна
фундаментальная черта характера Дунэдайн — вежество, учтивость. Это вежливая и
благородная речь, манеры поведения. Дунадан предпочитает думать о людях
хорошее, и если он, даже по незнанию, обидит собеседника, он обязательно
извинится (как Бэрэгонд извинялся перед Пиппином за то, что подумал, что
Дэнэтор взял малыша себе в пажи. Бэрэгонд извиняется за мысли, которые даже
никому не говорил!). Учтивость Дунэдайн — не маска, не ритуал, это и есть
их истинное отношение к собеседнику. К тому, кого дунадан не уважает, он не
станет относиться учтиво. Это не значит, что он будет грубить или оскорблять,
он будет разговаривать с достоинством, но без лишних церемоний и извинений.
Учтивость — это не только то, что сказано, но и как сказано. Сказанное искренне
и в нужный момент — признак учтивости (Дэнэтор Пиппину: “Словами тебя с
толку не сбить, и ты умеешь говорить учтиво… Близится время, когда все, кто
способен говорить учтиво, окажутся в великой цене”). Для Дунэдайн важен как
смысл речи, так и ее форма. Хотя, конечно, смысл речей важнее: дунадан никогда
не предпочтет речи правдивой речь красивую. Их вежливость не этикетна, она без
сложных церемоний или уверток, Дунэдайн общаются прямо и искренне: их
церемонность, можно сказать, идет из глубины сердца. Как уже было сказано, Дунэдайн
не лгут, они и не хитрят, стараясь предстать, например, перед собеседником в
выгодном свете или стараясь изложить дело как можно более выгодным для себя
образом. Дунэдайн рассказывают все прямо и честно, в подобающих выражениях,
разумеется, но без всякой хитрости или “задней мысли”.
Дунэдайн — благородный, гордый и добрый народ. Гордость их
проявляется в чувстве собственного достоинства, в отвращении ко всяким “низким”
делам и поступкам — к кражам, лжи, грабежам и убийствам, отвращение у них
вызывает и шантаж, и подхалимство, и мздоимство, и излишнее властолюбие. Дунэдайн
судят людей по себе и не прощают проступок или преступление человека только
потому, что он “вырос в другой культурной среде”. Ибо для любой культуры лгать,
убивать, и творить прочие мерзости в этом духе — недопустимо. Однако гордость Дунэдайн
в норме не перерастает в высокомерие. Они горды, но не надменны, не напыщенны,
не относятся с презрением к другим людям только потому, что они из другой
культуры (расизм совершенно чужд Дунэдайн как нации). Доброта Дунэдайн
проявляется в уважении к другим и в простоте обращения. Лорды, даже сам Король
общаются с простыми людьми просто и вежливо, ничуть не роняя при этом
собственного достоинства, в то время как лорды беседуют друг с другом на более
изысканном языке (сравните, как говорил Арагорн с хоббитами и с Имрахилем).
Добры Дунэдайн и тогда, когда нужно чем-то помочь (не как тимуровцы, из
принципа, а по соседству или по-родственному). Помочь управиться по
хозяйству заболевшему соседу, или пригреть сироту, или взять к себе престарелых
родителей — это все дела обычные, которые Дунэдайн делают даже не задумываясь.
Они не гордятся своей добротой и не возводят ее в принцип, они просто живут так.
Можно сказать, что Дунэдайн, особенно лучшие люди из них, щедры в материальном
отношении, но, самое главное, они щедры сердцем. (Как сказано о Фарамире: “Великодушный и щедрый, как древние короли,
кроток, учтив, спокоен”). Они легко дарят свое сочувствие и доброту другим,
не требуя, чтобы им обязательно отплатили тем же. Но, разумеется, Дунэдайн не
станут иметь дела с теми, кто постоянно творит дурные дела и не желает
исправляться.
Доброта Дунэдайн проявляется в
милосердии – в том числе и по отношению к врагам. Суровые времена сделали Дунэдайн
Севера суровыми, но ни в коем случае не жестокими, и они готовы простить того,
кто просит о прощении. Для милосердия не нужно оправдываться, нужно лишь
просить прощения, признать свою вину.
Дунэдайн — умные люди, никогда
не посчитают глупость достоинством или извинением какого-либо проступка.
Дунэдайн также еще и очень
храбрые, доблестные люди. Трусость, особенно трусость на поле боя они считают
если и не пороком, то существенным недостатком. Как сказано о воине: “глаза
блестят, когда он говорит о битве”. Дунэдайн - миролюбивый народ, они не
склонны завоевывать новые территории и подчинять иные народы, не ставят они
победы в бою превыше всего на свете, как иные младшие народы. Но в защите
родной земли каждый из Дунэдайн становится героем, и много славных деяний было
совершено, например, во время войны с Ангмаром. Дунэдайн не боятся войны, и,
если дело нельзя решить миром, будут воевать смело.
Суровость воинов не
превращается в отрицание всего на свете (в цинизм). Разумеется, Дунэдайн
не похожи на барышень, воспитанных среди книг, они прекрасно сознают, что
реальная жизнь полна опасностей и трудностей, а мир не похож на сладкую
карамельку, особенно после истории Арнора, раздираемого как внешними врагами,
так и внутренними усобицами. Однако Дунэдайн в этой нелегкой жизни
придерживаются своих правил и своей правды, и это дает им силы быть и добрыми,
и великодушными. Все качества Дунэдайн проистекают из глубокой веры в конечное
торжество справедливости и правды, потому они могут позволить себе быть милосердными
без расчета, добрыми без расплаты, сострадательными без жалости к себе.
Мужество их не становиться безнадежным отчаяньем, как сказано: “Если Враг в
безумии своем нагромоздит горы трупов вровень с крепостными стенами и ворвется
на ярусы, мы уйдем в горы! Там есть крепости, куда ведут тайные ходы. И память
с надеждой выживут — где-нибудь там, в какой-нибудь скрытой от глаз долине, где
до сих пор зеленеет трава”.
Конечно, то, что сказано о Дунэдайн — это некий обобщенный
образ. Среди Дунэдайн встречаются и завистники, и лихоимцы, и разбойники, есть Дунэдайн,
которые служат врагам Артэдайн. К счастью, подобные люди составляют все-таки
меньшинство.
8.Наука
и культура, ремесла.
В Артэдайне сохранилось Нумэнорское искусство
архитектуры, хотя и в меньшей степени, чем в Гондоре. Северные Дунэдайн
предпочитают строить не роскошные дворцы, а прочные крепости. Королей хоронят
не в гробницах, а в курганах.
Хотя многие знания Нумэнора утеряны, целители
Артэдайна более искусны, чем лекари младших народов.
Дунэдайн Севера хранят и передают своим потомкам
многие древние знания. В королевском дворце, например, до сих пор существует
Зал Преданий, где можно послушать мудрых о подвигах и поражениях былых дней,
поговорить о судьбе и прочих мудрых вещах.
Королевский Архив – место собрания древних свитков
и летописей, его Хранительница – леди Риан, является почетным приглашенным
членом Королевского Совета.
Некогда каждый жителей Запада умел и петь, владел
музыкальными инструментами и искусством танца. И поныне, когда свет Элэнны
угас, любимейшим развлечением молодых людей являются песни, музыка и танцы.
Ремесленники в Артэдайне по примеру предков
объединены в Гильдии со своими традициями и уставами. Кузнецы Дунэдайн более
искусны, чем кователи младших народов.
Дунэдайн пользуются
десятичной системой исчисления. Самая большая мера расстояния -- лар. Слово
“лар” означает остановку, потому что при прохождении такого расстояния обычно
устраивается короткий привал. (Лар равняется примерно 4 км 828 м). Также в ходу
ранга -- это длина шага от задней пятки до переднего носка полнорослого
человека, идущего спокойно, но быстро. (Одна ранга равняется приблизительно 96
см 52 мм).
В
Королевстве используется система летоисчисления, называвшаяся Королевской. Год
в ней состоит из 365 дней и разделен на двенадцать астар, или месяцев (ед.ч.
аста), из которых десять состояли из тридцати, и два — из тридцати одного дня.
Два долгих астар приблизительно соответсвует июню и июлю; между ними находился
день Середины Года, лоэндэ. Первый день года носит название йэстарэ, последний
— мэттарэ; все эти три дня не входят ни в один аста. Каждый четвертый год,
кроме последнего года столетия (харанье), лоэндэ заменяется на два
"срединных дня", или эндэри.
Таким
образом, календарь, принятый в Королевстве, выглядит следующим образом:
йэстарэ
— день Начала Года
Нарвинье
(К), Нарвайн (С) — январь (30 дней)
Нэнимэ
(К), Нинуи (С) — февраль (30 дней)
Сулимэ
(К), Гваэрон (С) — март (30 дней)
Вирэссэ
(К), Гвирит (С) — апрель (30 дней)
Лотэссэ
(К), Лотрон (С) — май (30 дней)
Нариэ
(К), Норуи (С) — июнь (31 день)
лоэндэ/эндэри
— Срединный День (или дни)
Кэрмиэ
(К), Кэрвэт (С) — июль (31 день)
Уримэ (К), Уруи (С) — август (30 дней)
Йаванниэ
(К), Иваннэт (С) — сентябрь (30 дней)
Нарквэлиэ
(К), Нарбэлэт (С) — октябрь (30 дней)
Хисимэ
(К), Хитуи (С) — ноябрь (30 дней)
Рингарэ
(К), Гиритрон (С) — декабрь (30 дней)
мэттарэ
— день Конца Года
В
календарной системе эльдар лоа, длившийся 144 года, состоял из 8.766
шестидневных недель. Дням недели были даны названия в честь Звезд, Солнца,
Луны, Двух Дерев, Небес и Валар, или Сил; последний день считался главным днем
недели. Названия дней недели на квэнья звучали как: Элэнья, Анарья,
Исилья, Алдуйа, Мэнэлья, Валанья (или Тарион). В
традиции синдар им соответствовали Оргилион, Оранор, Оритиль,
Оргалад, Ормэнэль, Орбэлайн (или Родин). Дунэдайн
сохранили названия дней недели и их последовательность, но изменили название
четвертого дня на Алдэа (Оргалад), посвятив его Белому Древу, от
которого по поверьям происходил Нимлот, росший во дворе Дворца Королей. Также,
будучи мореходами, они ввели седьмой день, посвященный Морю, Эарэнья
(Ораэарон), поместив его после Дня Неба. Дунэдайнская неделя состоит,
таким образом, из семи дней: Оргилион,
Оранор, Оритиль, Алдэа, Ормэнэль, Орбэлайн, Ораэарон.
Названия
месяцев и дней недели на cиндарине использовались только Дунэдайн Средиземья; в
самом Нумэноре было принято употреблять названия на квэнья.
9.Обычаи
и быт.
Дунэдайн очень
консервативны, они веками не меняют привычный уклад жизни и обычаи. Многие
обычаи сохранились со времен седой старины, с начальных дней существования
Острова.
При рождении
ребенка ему дают одно имя, к которому впоследствии могли прибавляться
прозвания. Короли Артэдайна со времен Малвэгила вновь провозгласили свое
владычество над всем Арнором и в знак этого стали брать себе имена с приставкой
Ар(а)-
Нумэнорцы
избегали заводить детей, если предвидели размолвку супругов или их долгую
разлуку. Мужчине прилично было оставаться с семьей при беременности жены и как
минимум в первые годы жизни ребенка. Ныне этот обычай соблюдается по
возможности, ибо дни покоя давно прошли и смерть в бою для мужчины, особенно
для лорда, не такая уж и редкость. Совершеннолетие Дунэдайн считают особым днем
и могут устроить по этому поводу празднество, дарят подарки. Ныне возраст совершеннолетия
считается в 21 год.
Королевским
Наследникам, а также наследникам знатных семейств принято на день
совершеннолетия дарить особые, специально для этого случая сделанные мечи.
Когда мужчина и
женщина хотят вступить в брак, свадьбе предшествует помолвка. В знак помолвки
мужчина дарит женщине какой-нибудь дорогой подарок, подарки дарит также отец
жениха. Помолвка редко длится более трех лет (как правило, около года) затем
следует свадьба. Помолвки разрываются редко, обычно невеста решает, выйдет ли
она замуж, перед тем, как дать согласие на помолвку. Свадьба отмечается пышным
пиром и различными увеселениями вроде музыки и танцев; если в брак вступает
знатный человек, то и несколькими пирами. При вступлении в брак Наследника
скипетра или Короля пирует все Королевство. На свадьбе жениха, невесту и гостей
украшают цветочными гирляндами, звучит веселая музыка, поются песни. Иногда и
гости на свадьбе дарят молодоженам подарки. В брак вступают один раз в жизни,
ни разводов, ни многоженства не существует. Также не принято жениться на
близких родственниках, например, на двоюродных сестрах. Вдовец или вдова могут
вступать в брак повторно, особенно тогда, когда предыдущий супруг умер рано и
детей от этого брака не было. Обычно вступающие в брак советуются со своими
родителями. Вообще же поступать наперекор родителям, не получив их
благословения, считается дурной приметой, сулящей несчастья. Потому, если
родители настроены против начинаний детей, те стараются их сначала уговорить и
поступают наперекор лишь в крайних случаях. Для того, чтобы решиться нарушить
родительскую волю, нужно обладать упрямым и твердым характером. Несчастья ждут
человека и в том случае, если он нарушал волю Короля.
Дунэдайн каждый
год отмечают начало года (Йестарэ), Венец Лета (Лоэндэ) и эльфийские праздники
– Сбор Леса (Турухалмэ), Врата Лета (Тарнин Ауста), и Рождение Цветов
(Ност-на-Лотион). Большинство праздничных обычаев – это танцы и песни,
посвящённые этому дню.
Когда человек
умирает, в его доме на некоторое время устанавливается тишина. Не слышится ни
пения, ни музыкальных инструментов. Умерших погребают в курганах. Особо пышные
похороны и курганы устраиваются для Королей. Обычая бальзамировки покойных в
Королевстве нет.
Уважение к
женщинам у Дунэдайн традиционно, и общественное мнение будет весьма сурово к
тому мужу, который обидит женщину или будет обращаться с ней не по чести – например,
станет затягивать помолвку.
Дом у знатных
людей обычно бывает большим, часто — с собственным садом. Если при доме имеется
хозяйство, обычны разные надворные постройки, помещения для слуг. В больших
домах имеются особые гостевые комнаты. В доме горит очаг, называемый “сердцем
дома”, огонь в котором никогда не погашается, даже если погода жаркая.
Вероятно, этот обычай негасимого очага пришел еще из Бэлэрианда. Богатые дома
могли строиться с небольшими башнями.
Иногда дома и
сады при них окружались живыми изгородями из кустарников и деревьев, бывало,
что двор переходил в окрестные луга безо всякой изгороди.
Любимыми
развлечениями Дунэдайн издавна были охота, пиры, верховая езда. Охота обычно с
луками, конная или пешая, используются и охотничьи собаки. На пирах поднимаются
тосты в честь кого-либо, пьется вино.
При дворце
Короля принят особый этикет, обращения в быту следующие:
к Королю –
Государь, мой Государь, Владыка Арнора, Владыка Людей Запада;
к знатной даме –
госпожа, брэнниль;
к знатному
человеку – господин, брэннон;
подданные к
сюзерену – лорд, леди, мой господин, моя госпожа;
к простым людям
– хозяин, хозяйка, добрый человек, добрая женщина, девушка, добрая дева;
очень
уважительное обращение и для простых, и для знатных – мастер;
к пожилым людям
– почтенейший;
к собранию людей
– почтенное собрание.
При встрече Дунэдайн кланяются друг другу, сложив
руки на груди, при прощании также кланяются. При прощании, особенно, если
прощаются люди разного социального положения или один их них старше другого,
более младший в знак уважения может целовать руку более старшего или более
высокого по социальному положению. В знак признательности, раскаяния или по другим
подобным случаям Дунэдайн преклоняют одно колено или оба колена сразу.
Особый
обычай – «молчание перед едой». Прежде,
чем садиться за еду, все присутствующие становятся лицом к Западу и почтительно
молчат с минуту-другую, чтя память ушедшего Западная Края и бессмертной Земли
за морем.
Существует также обычай благословения.
Благословляемого целуют в лоб, положив ему руки на плечи.
Если
Дунэдайн сталкиваются с чем-то странным или злым, они могут сделать рукой
отводящий беду жест и сказать что-то вроде «минуй нас» или «оборони Валар от
зла».
Из других
обычаев жителей Королевства известен обычай трубить в рог, подавая сигнал о
своем прибытии к дому. Рога используются и на охоте, и на войне.
10.
Язык.
Основным разговорным языком Артэдайна является
Всеобщий, или Весторн, возникший на основе языка Нумэнора – Адунаика. Вся знать
Артэдайна владеет также Синдарином. И лишь немногие мудрецы и знатоки Преданий
владеют языком Высших Эльфов – Квэнья.
Все записи в Королевском архиве и летописи ныне
ведутся на Синдарине.