ЭТНОГРАФИЯ ВАСТАКОВ
(Мастерский материал для команды Дор-Ломин. Составители - Наис, Йовин)


История

В Первую Эпоху племена вастаков появились в Белерианде после Дагор Браголлах.
Говорят, что род Уфангары (Ульфанга) уже находился под властью Моргота и пришел в западные земли, повинуясь его зову.
Однако к этому времени вастаки уже были народом, со своими преданиями и легендами, особо почитаемой из которых была «Песнь о Дороге».

Молоком Волчицы был вскормлен Старший. Волчица стала Старшему Матерью.
Огонь ночи осветил Старшему Дорогу. В небе среди птиц был дом Младшему. Сокол стал братом Младшему. Огонь дня осветил Младшему Дорогу.
Разными были дороги.
О Младшем не скажут ничего, ибо он предал брата своего, Сокола, и променял крылья его на легкие слова чужаков. Не достоин памяти.
Дети Волчицы прогнали чужаков, тогда узнали они цвет их крови. Дети Волчицы не слушали чужой птичий язык.
Были голодные годы, были холодные зимы. Много раз детей уносили в лес, чтобы вспомнила Волчица о роде своем. Через 8 и 8 рек перешли дети Старшего, чтобы найти мать. Много зажглось ярких глаз на небе. Когда сын Старшего ходит по земле, его глаза слепы – он видит только пыль под ногами. Когда сын Старшего уходит с дымом костра, он встречает своего брата – Волка, и глаза человека загораются от радости. Он смотрит на оставшихся и видит Дорогу.
Много детей Старшего ушло по Дороге. Мало осталось.
8 и 8 лун до того дня, когда горели горы, к детям Старшего пришел Колдун. Его хотели убить, как любого чужака, но копья и стрелы не брали его. Железо не хотело его крови. Когда он заговорил, шаман не смог сказать ни слова и от стыда упал на землю.
Колдун сказал вождям, что Мать Волчица уснула, но не забыла детей, а послала Сына, который поведет нас дальше.
Среди вождей была смута: дети Старшего хотели идти дальше искать Волчицу, внуки Старшего говорили, что нужно ждать Колдуна со словами от Великого Волка. А мечи Старших пили кровь тех и других. На третью луну ушли, кто остался жив, а Колдун вернулся к внукам Старшего.
Он принес слово, что мало у волков рождается волчат и мало выживают. И дали ему по его слову 8 нерожавших женщин, и ушел он с ними
. Лис сменил не одну шубу, когда дети Волка увидели своих женщин. Вождь принял их, но детей своих они оставили в Доме Волка. А род Волка размножился по земле своей, и сильны были его воины, и захотели они земель многих, куда не вела их Дорога по слову шаманов наших. Свернули они, и попали в сети к белым демонам с птичьим языком, как дети Младшего.
А после было так. В долгую Ночь Середины Зимы пришел род к шатру шамана. - Сколько еще будем мы Потерявшими Дорогу?
Навсегда забыла Мать-Волчица детей своих? - Так спрашивали они.
Шаман не знал ответа, но знал, как получить его. Он разжег костер, сказав огню свое имя. Прогнал тучи, закрывающие звезды, назвав имя Ночного Огня. Взял бубен и запел песню без слов, и ему внимали небесные братья - волки с желтыми глазами звезд и братья - люди с холодом в сердцах.
Шаман звал огонь, как учили Говорящие с Голосом, и он пришел, и в пламени был ответ и шаман сказал : « Посреди текучей воды – земля. На земле – высокий дом из серого камня. К дому с берега дорога из дерева. На дороге из дерева стоит Великий Волк. Он ждет». На утро после пира Люди Волка свернули свои шатры.
Они уходили, и в сердце у каждого звучала Песнь Дороги.

Видя растущую силу Моргота и нуждаясь в союзниках, Маэдрос, Маглор и Карантир заключили союз с наиболее могущественными вождями вастаков Борхом (Бором) и Уфангарой.

Правы те, кто говорит, что вождь наш давал клятву за себя и сыновей своих перед вождем белых демонов. Пусть судят его те, кто на себе изведал силу заклятий Чужих. Остальные пусть молчат.

Моргот увидел в заключенном союзе эльфов и людей выгоду для себя, полагая что вастаки впоследствии предадут нолдор. Надежды его оправдались лишь отчасти.

В ту зиму разгневался на нас Великий Волк и послал Колдуна своего сказать, что если мы не прогоним белых демонов и тех, кто носит их мечи, то наш род будет некому вспомнить.
Люди Волка вышли на битву с белыми демонами, насылающими болезни и голод, уводящими зверье из леса, отнимающими Дорогу. Но нарушивший клятву кровью своей смывает позор клятвопреступления. Трое сыновей Уфангары погибли в битве. Их имена: старший Улхадар(Ульдор) и младшие Уфтайра и Увадара (Ульфаст и Ульварт). Трое внуков Уфангары пали в битве. Их имена: старшие Тангара и Хайшер и младший Вайю - это была его первая битва.
Эйя, воины!
Воины Волка видели это. И вот окружили белые демоны огненным кольцом Улхадара, и не мог никто подойти к нему из-за жара огня. Вождь белых демонов хотел проклясть народ Волка, за то, что его вожди не сдержали слово, но Улхадар отрекся от служения демонам за весь свой народ и упал мертвым, потому что никакая клятва не может быть нарушена безнаказанно. Но позор клятвопреступления не пал на весь род. Так сказал Великий Волк. Так есть.

В ходе Нирнаэт Арноэдиад вастаки племени Борха сохранили верность эльфам, но род Уфангары предал эльфов. Нолдор считали, что не случись этого предательства, Нирнаэт могла быть выиграна.

Воины Волка с яростью бросались на белых демонов и разбили их, а многих погнали с поля битвы. Многие молодые воины, вернувшись, принесли мне свои клинки, я видел, что кровь на них - кровь Белых Демонов - так же красна, как наша. Так же они умирают, только в глаза их глядеть нельзя, потеряешь Дорогу.
В этой битве сражались и огромные волки, Великий Волк послал наших братьев на помощь нам.
Великий Волк покарал предателей рода Борха, никто из них не вернулся в свои дома, и даже колдовство белых демонов не помогло им.

После Нирнаэт Моргот поселил вастаков в пределах Хитлума, запретив им покидать его. Осев там, вастаки поработили остатки людей Дома Хадора.

"Идущие по следу", так мы отвечали тем, что хотел узнать, кто мы. "Вастаки", - говорили они. Пусть так. Это слово как удар плети, которая пройдет по спинам тех, кто станет нашими рабами.

Общественное устройство.

Вастакский род объединяет людей, происходящих от общего предка, в пределах родства до 8 колена.
Культу предков предается большое значение, особенно в повседневной жизни. В каждом роду есть человек, особо почитаемый этим родом. У него просят совета в трудных жизненных ситуациях или заступничества перед лицом реальной опасности.

Все знают, что дом Бродды ведет свое начало от Дхарны, первого убившего белого демона на развалинах Дома Черного Камня. Перед смертью демон успел проклясть Дхарну, сказав, что тот проживет самую долгую жизнь среди людей своего рода, но радости ему это не принесет, ибо он будет лишь тенью. Даже смерть будет бежать от него. Его Дорога - уходить и возвращаться.

Родом управляет Вождь, которому помогает совет старейшин, куда на равных правах входят все люди, достигшие возраста в 40 лет.
Совет старейшин занимается хозяйственными делами рода. Вождь занимается вопросами войны и безопасности, а так же представляет род на всех переговорах. Вождь - должность выборная. Вождем может стать любой взрослый член рода, победивший всех своих конкурентов в борьбе за эту должность
Ценность каждого человека в первую очередь определяется тем, к какому семейному коллективу он принадлежит, и только потом его собственными качествами. Например, выбирая нового вождя, вастаки скорей предпочтут того, за кем стоит могучий род, чем тому, кто сумел выделиться исключительно за счет собственных сил.

Если поведение одного из членов рода угрожает остальным, его могут изгнать. При изгнании из рода с человека снимается деталь одежды - чаще пояс, - и сжигается в домашнем очаге. Очаг гасят, вастака выводят за пределы поселения, проведя черту между ним и остальным родом. Вернувшегося назад каждый вправе убить.

Элхар - Пойманная Тенями, - говорила, что знает, где построен новый Дом Черного Камня. Ее слова не были достойны смерти, но изгнания. Еще 8 ушли с ней.

До прихода в Дор Ломин вастаки жили большим родом – несколько поколений от одного предка вместе. В теплое время года род распадался на более мелкие группы – тут все определялось наличием подходящих пастбищ для скота. Осенью (конец ноября – начало декабря), ко дню Хромого Волка все собирались под одной крышей. День Хромого Волка - один из праздников Волчьего месяца (последний месяц года, до Дня Зимнего Солнцестояния).

Был охотник, имя его недостойно памяти. Задумал он убить Великого Зверя Турхан (нечто среднее между кагуаром, снежным барсом и саблезубым тигром, людоед притом). Сложное было то дело, и просил он помощи у духов. Семь дней приносил жертвы огню, но молчал огонь. На восьмой же день явились Серый, Лось и Копье.
– О чем просишь ты?
– Хочу убить Великого Зверя, прошу мудрости.
– Что дашь за мудрость?
– Должный выкуп.
– Мудрость стоит дорого, и не одной мудрости ты хочешь – хочешь и славы. Слушай выкуп: убьешь ты зверя Туджан, но после подрежешь себе сухожилие на правой ноге, и останешься до смерти хромым.
– Уплачу такой выкуп. – Сказал, а сам подумал: «Авось, и обману духов».
Вложили духи в голову ему мудрость, и убил он Великого Зверя Турхан. Снял шкуру, жарит мясо. Явились тут духи, и стали требовать выкуп, а он ответил:
- Нож мой затупился, надо поточить.
И на другой день пришли за выкупом духи, а он сказал:
- Точильный камень раскололся, надо найти новый. – И так семь дней придумывал отговорки.
На восьмой же день не смог придумать отговорку, и крикнул:
- Не будет вам выкупа! Убирайтесь, откуда пришли!
Осерчали тут духи, и напали на охотника. Восемь и восемь дней бились они, и стали духи одолевать. И вот: появился из теней Белый Волк и встал рядом с охотником.
Перекусил горло Серому.
Вспорол брюхо Лосю.
Хотел переломить лапой Копье, да промахнулся: вонзилось Копье ему в лапу, полилась кровь. Засмеялось Копье:
- Вот и мой выкуп!
Заплакал Белый Волк:
- Вуу! Больно!
Сказал охотнику:
- Кривая у тебя судьба. Охроматил ты своего Брата-Волка, вовек не знать тебе удачи!
И не знал более тот охотник удачи, и забыто имя его
. Обижен с тех пор Хромой Волк на людей - беда тому, кто разгневает его.
Поэтому в день Хромого Волка люди не берут в руки ни копья, ни шила, ни иглы. Если женщина сошьет в этот день одежду, Хромой Волк убьет того, кто носит ее.
А еще надо испечь большую лепешку, намазать медом, и половину отнести Волку, а половину съесть самим.

Основное преимущество жизни большим родом заключается в концентрации военной силы и объединении стад. Скот у вастаков – основа жизненного уклада. Недаром слова «скот» и «богатство» происходят от одного корня, а уважаемого человека называют «хозяином великих стад». Истории о похищении скота – любимая тема у вастакских сказителей.

Вастаков нельзя назвать «экологически грамотным» народом. Возможно, это связано с прежним кочевым образом жизни – когда скот выедает траву на определенной территории, люди уходят в другое место, не особенно заботясь о том, что оставляют за собой. Сейчас, после принудительного поселения в Дор-Ломин, им волей-неволей приходится приучаться к порядку, но это происходит медленно, и за 25 лет они изрядно попортили местность.

Представления вастака о том, как должен поступать настоящий мужчина, связаны прежде всего с воинской доблестью. В битве вастак храбр и неудержим, не ведает жалости к врагам.
Смерть в бою поражением не считается. Достойно сражавшихся врагов добивают на поле боя, оказывая им уважением таким образом, белым демонам уважения оказывать не принято.
Вастаки скрытны и замкнуты с чужими, в каждом чужаке видят колдуна или помощника белых демонов.
Вместе с тем, гостеприимство есть штука обязательная и нерушимая. Под "гостеприимством" имеется в виду то, что если гость отведал в доме еды, то покуда он находится под хозяйским кровом, ему не может быть причинено хозяевами никакого вреда. Для формалистов - до тех пор, пока он не выйдет за пределы дома. Опять же - никто не принуждает хозяина оказывать это треклятое гостеприимство. Хочешь - выбрани и выгони в ночь.
Надо просто думать, кого зовешь в гости.
Хвастовство - даже самое бестолковое и прозрачное - не считается зазорным и распространено весьма широко особенно на пирах.
Вообще, умение лихо приврать, сочинить небылицу и восхвалить хитрого и сильного себя ценится очень высоко. Однако никто не рассматривает похвальбу с точки зрения ее соответствия истине, это просто не приходит в голову. Слушатели всегда восхищаются только художественной формой.
Нельзя врать напрямую, или сваливать свои дела на невиновных, духи могут за это отомстить. Великим хитрецом считается тот, кто забрал что-то у другого, и владелец не сумел себе вернуть отнятое. Нельзя взять что-то, не спрашивая, когда хозяин это видит.

Возглавляет род самый старший мужчина; его слушают беспрекословно, даже когда он становится совсем дряхлым и передает все дела наследнику (любимому сыну, вовсе не обязательно старшему). Впрочем, вастаки, особенно воины, редко умирают от старости. При жизни главы рода право наследства не оспаривают, но после его смерти сыновья могут начать борьбу за власть, особенно если они рождены от разных жен (единоутробных братьев за вражду может проклясть мать - тогда их души наверняка попадут в Нижний Мир, и многих такая перспектива удерживает от необдуманных поступков

В обществе вастаков две линии доминирования: мужская и женская; их «сферы влияния» практически не пересекаются, хотя мужчины, несомненно, главнее. Мужчина вправе избить или даже убить жену, но это не считается достойным воина, да и родичи могут отомстить за женщину. Вообще же грубая сила применяется редко: во-первых, нормальной вастакской женщине и в голову не придет в открытую перечить мужу, а во-вторых, за порядком среди женщин строго следит самая старшая из них (образ змеи–свекрови из русских песен – оно самое). Кстати, именно благодаря своему формально притесненному положению вастакские женщины научились воздействовать на своих мужчин более тонкими методами.

Традиционные занятия женщин - ткачество и шитье, ну и дети, естественно. Среди женщин в доме одна всегда является "старшей", она разрешает споры и улаживает конфликты на "женской половине" дома. Мужчины в женские споры никогда не вмешиваются. Поэтому, если одну из женщин невзлюбили остальные, то ее положение мало чем отличается от положения рабыни. Вастакские легенды рассказывают, что очень давно, когда еще они не перешли горы, вождями людей Волка были две женщины Обычно у вастака одна жена, но в исключительных случаях он может взять и вторую законную жену. Иметь нескольких жен выгодно, т.к. каждая приносит мужу приданое, ее родичи становятся мужу союзниками (или хотя бы перестают быть врагами), к тому же, у кого несколько законных жен – у того много законных сыновей. Мужчина может объявить законным сыном и ребенка от рабыни, но в обществе большим уважением пользуются люди, рожденные в законном браке свободных людей. В целом же двоеженство - привилегия вождей, потому что за каждую жену положен немалый выкуп, каждой необходим отдельный шатер, служанки, внимание опять же.

На женской половине главенствует бабка или мать главы семьи, за ними - старшая законная жена. Статус прочих женщин определяется как тем, чьи они жены и матери, так и личными качествами (длиной языка и т.д.). Незамужние женщины, независимо от поколения, находятся в подчиненном положении; незамужняя тетка главы семьи должна прислуживать его замужней дочери, если та пожелает. Статус незамужней женщины определяется тем, какую выгоду может получить род, выдав ее замуж. Поэтому красивая дочь от рабыни живет лучше, чем некрасивая – от старшей жены. Особенно печальна участь «старых дев». На особом положении находится Невеста Волка, если такая избирается в семье. Ей может указывать только старшая из женщин и собственная мать, прочие женщины должны ей подчиняться и всячески угождать. Она единственная из незамужних женщин может присутствовать на пирах, и мужчины тоже обращаются к ней с почтением.

Дети до совершеннолетия находятся вне иерархии, сыновья законных жен и рабынь растут вместе, но в день совершеннолетия все расставляется на свои места. До десяти лет все дети живут на женской половине дома, но затем мальчиков забирают для мужского воспитания (довольно жесткого), и матери могут видеть их только украдкой. Этому факту посвящено множество печальных женских песен…

Вастаки любят пировать, и щедрый, гостеприимный пир почитается славным деянием. Обычно на пир приглашаются только мужчины, но на большие праздники они берут с собой и жен. Тогда к пиру готовят две комнаты – на мужской и женской половине. С мужчинами сидит только хозяйка дома, (положение обязывает) и иногда – Невеста Волка (это знак особого уважения к гостям, принесет им удачу). Но и они при первой возможности уходят на женскую половину , какой женщине интересны бесконечные разговоры о битвах, охоте, оружии и достоинствах верных коней, или заунывная песнь акына о подвигах предков? Вот в женских комнатах - другое дело: там можно обсудить мужчин, детей, соседок, узнать тайны рукоделия и врачевания, или просто послушать сказки старух и спеть о тяжелой женской доле.

До замужества девушек и юношей называют теми именами, которыми их наградили родители. Во время свадебной церемонии или немного раньше жених дает невесте имя. В некоторых случаях, но не всегда невеста так же дарит имя будущему супругу. Это связано с тем, что Дорогу пройти им предстоит теперь вместе.
Молодожены очень серьезно подходят к выбору имени
.Жениться может всякий совершеннолетний мужчина на всякой совершеннолетней женщине. Женитьба на женщине старше твоей матери - табу.
Для того чтобы взять жену, муж должен заплатить выкуп. Как правило, сумму выкупа определяет кто-нибудь из старших членов рода, но она, по обычаю, очень высока. Жена также приходит в дом не с пустыми руками. Она должна иметь приданое, которое в основном состоит из одежды, домашней утвари, украшений и т.д., то есть, то чем жена будет пользоваться в своей жизни. Шиком считается передать почти нетронутое приданое своей дочери. Хорошее украшение хранится в семье веками
Разводов не существует. Недовольные либо скандалят, но мирятся с текущим положением дел (в большинстве случаев), либо убегают (в меньшинстве; при этом покинутый супруг любого пола имеет полное право ловить и возвращать беглеца/беглянку, либо же заявляться в его схрон и давить на психику - мол, на кого покинул и т.д.); либо же они ведут себя как в детективах, то есть убивают постылого супруга и прячут подальше от глаз.
Раз в 8 лет шаман выбирает из 10-12 летних девочек невесту Великому Волку. Избранная 8 лет живет в доме своих родителей, пользуясь почетом и уважением женщин рода. Для нее шьются самые яркие наряды, ей дарятся на пирах дорогие подарки. Юноши рода Волка относятся к ней с таким же почтением, как и к собственным матерям. Но всякие проявления симпатии строго караются.
Когда пройдет 8 лун, обычно на празднике Середины Зимы род провожает избранную. До границы поселения с ней идут родственники и подруги. Далее путь продолжают только трое: девушка, ее мать и шаман. Недалеко от поселения мать прощается с дочерью и возвращается назад.
Шаман ведет невесту Великого Волка в только ему одному открытое место и оставляет там ее одну. Никто никогда эту девушку уже не увидит.
Несмотря ни на что, стать избранной мечтают многие. Ведь только ей имя будет дарить Великий Волк.

Наиболее опасны злые силы для детей, поэтому матери дают детям имена - обереги, считая что правильно выбранным именем можно защитить ребенка от многих напастей.
Самый трудный период в жизни ребенка наступает после 6 лет и продолжается до 14-15, т.е. до совершеннолетия. Ребенка уже перестает называться обобщающим детским прозвищем и в быту используется его истинное имя. Это время испытаний. Если злые духи захотят дитя побрать, они это сделают. Собственно, переходный возраст и отражает противоборство малой души с обуревающими ее злыми духами. Все это сказывается на теле, оно начинает стремительно расти, вытягиваться, изменяться, пока наконец не приобретает пригодную для взрослой жизни форму. Процесс принятия ребенка во взрослые члены рода начинается с инициации. Юноша должен доказать свою состоятельность как охотника и пережить отдельные ритуалы, которые проводит шаман

Посмертная судьба вастаку представляется так: после смерти тела душа должна идти по Дороге до того места, где стоит Старший и освещает путь факелом. Помочь добраться душе может брат-волк, чьи глаза глядят ночью с неба на каждого вастака. У каждого брат-волк свой. В течение жизни вастаки стараются по всякому ублажать своего "небесного покровителя": разнообразным изображением Волка (по большей части - оскаленным мордам зверя, вырезанным из дерева) приносятся жертвы (также разнообразные).
Откуда известно об этой части Дороги? Это знают шаманы и те, кого они провожали по Дороге и возвращали обратно.

Был суд. И привели ко мне того, кого считал род виновным в убийстве, чтобы я назначил ему кару. Юношу стоял прямо передо мной не как виновный, но как правый
. - Я не боюсь умереть, но верю, что Тот, кто освещает Дорогу огнем своим, осветит и мои сердце. Не хочу умирать за чужую вину. Я взял его за руку и повел под стук бубна вокруг костра, велел ему неотрывно смотреть в огонь...
И вот уже мы на Дороге, а огонь - вот он впереди мерцает. Рядом со старшим стоит тот, кто убит рукой предателя - родного брата. Дух убитого говорит и прощается с нами и уходит дальше по Дороге, а нам время возвращаться.
- Среди нас убийца, но не тот, кто уходил со мной по Дороге и вернулся, а другой - тот, кто убил родного брата из-за женщины, да опасался решить спор в честном бою. Подло как шакал поступил он: у друга брата своего - вот этого юноши - он отрезал край одежды и вложил в руку убитому. Вот слово правды.
- Позор мой падет на меня, - крикнул убийца и убил себя собственным мечом.

У вастаков практикуется добровольный уход из жизни.
Вастаки хоронят своих умерших, а тела вождей сжигают на погребальных кострах. Нередки случаи, когда жена умершего восходит на костер к мужу.
Духи предков могут помогать живым, но их же обвиняют за различные несчастья. Для защиты требуются специальные обряды, обереги, амулеты.

Примерный свод вастакских законов.

Свод примерный, поскольку точного не существует. Строго говоря, это не законы, а обычаи, за выполнением которых следит вся община. Расправу при необходимости тоже учиняют «всем миром». Вождь вмешивается только в спорных случаях, и зачастую решает дело собственным произволом.

Впрочем, приговор вождя считается обязательным для исполнения постольку, поскольку он может заставить его исполнить. Поэтому рядовые вастаки равнее перед законом, чем представители крупных и богатых воинских родов. Последние вообще живут по собственному кодексу, в котором основными достоинствами почитаются доблесть, сила духа, гордость, презрение к смерти .

Убивать людей не в битве нехорошо. Но если уж собрался, надо делать это правильно, иначе не оберешься хлопот. Нельзя убивать при свидетелях, лучше всего делать это вдали от поселения, желательно предупредить жертву о своих намерениях. Ни в коем случае нельзя убивать человека в спину, нельзя оставлять оружие в теле убитого. От убийства шаманов лучше воздерживаться, потому что точно неизвестно, как сделать это правильно.

За убийство свободного человека его родичам положена «кровная вира», но на самом деле ее платят (и требуют) крайне редко. Вастаки предпочитают получать виру настоящей кровью, причем не обязательно мстить непосредственному убийце, можно убить любого человека из его рода. Разменом «один на один» дело обычно не ограничивается, и многие вастакские роды находятся в состоянии вялотекущей кровной вражды. Эта вражда может затухать на долгие годы и даже поколения, а при случае – разгораться с новой силой.

Слушайте весть, воины!
Величайший пир состоится ныне – пир примирения между родом Танхары и родом Уданга. Восемь поколений воинов лили кровь, но ныне уплачена вира, и больше нет вражды!
Велик вышел пир, и даже собаки не дрались за кости – все ели только мясо. На пиру увидел Аирдхан, внук Уданфара из рода Танхары Даилтай, дочь Вадара из рода Уданга.
Велик Аирдхан в силе своей. Восемь и восемь воинов сразит одним копьем.
Прекрасна Даилтай, как полная луна. Косы ее – черные змеи, в глазах – свет зари, покрывало золотом вышито.
Полюбил Аирдхан Даилтай, и она его полюбила. Долго ли, коротко – справили свадьбу, и родила Даилтай двоих сыновей. Прекрасны дети, могучими воинами вырастут.
Только горек хлеб в чужом доме. Свекровь спит, а глядит вполглаза, шепчет: змею пригрел на груди Аирдхан. Невестки улыбнутся, да в глаза не глядят...
Только в Аирдхане жизнь. В нем одном радость. Простучат копыта – вихрем кинется Даилтай из шатра, прильнет. А он смеется, блестит белыми зубами.
Соскучилась, радость моя? Дорогие подарки привез тебе.
Не нужны мне подарки, не уезжал бы ты никогда - свет мой, радость...
Но однажды без подарка приехал Аирдхан – запасного коня вел в поводу. А на коне девушка в покрывале. Черные косы, серебряные браслеты.
Постели нам постель, жена.
Обмерла Даилтай, да нельзя ослушаться. Постелила постель, растопила жаровню, а сама ушла в женские комнаты.
А свекровь подошла, не глядя, шепнула – дождалась, змея? Больно горда была…
Долго ли коротко, сидела Даилтай, горевала горе. Ночь опустилась, тихо в шатре, спят дети на ковре.
Заснула Даилтай, и видит: стоит перед ней воин. Богатая одежда, золотые зарукавья – а грудь мечом рассечена, и борода пропиталась кровью. Узнаешь ли меня, Даилтай? Я Вайю, брат прадеда твоего. Видишь ли кровь мою? Это Уданфар, дед Аирдхана, нанес мне смертельную рану. Сладко ли спится тебе с внуком моего убийцы?
Проснулась Даилтай от собственного крика. Тихо в шатре, тлеют угли в жаровне, спят дети на ковре.
Только мужа нет рядом. Некому отогнать морок.
Утерла она слезы, и прилегла снова. Заснула, и видит: стоит пред ней юноша. Черные волосы, белые зубы – а горло разорвано, и двух пальцев нет на левой руке. Узнаешь ли меня, Даилтай? Я Чинхат, сын деда твоего. Это Фарха, отец Аирдхана, затравил меня собаками. Не моими ли пальцами накормила ты своих зверенышей?
Проснулась Даилтай от собственного крика. Тихо в шатре, дотлели угли, спят дети на ковре.
Только муж с чужой женщиной. Некому угасить обиду.
Долго ли, коротко - вновь уснула Даилтай. Заснула, и видит: стоит перед ней женщина. Лицо в морщинах, золотом шитое покрывало. Узнает Даилтай мать, а та молчит, ни слова не скажет. Только рукой поманила – гляди, мол. Посмотрела Даилтай, и вот: разрушен высокий шатер рода ее, мертвые лежат братья и сестры, воют собаки. Хочет Даилтай не смотреть, а не может – через веки проступает лицо матери. Видишь ли, Даилтай? Это Аирдхан, муж твой, сделал. Снесешь ли и эту обиду?
Проснулась Даилтай молча. Тихо в шатре, рассвет настает. Спит муж – убийца, родня убийц. Спят дети – чужая кровь.
Взяла Даилтай кинжал, сыновьям вонзила лезвие в горло. Кровь собрала в чашу, смешала с кобыльим молоком. Сердца достала, и принялась на вертеле жарить.
Проснулся Аирдхан, и уже идет к нему Даилтай, несет жареное мясо и молоко. Улыбается приветливо, кланяется, подает. Удивился Аирдхан: Ужель и вправду не таишь на меня обиды, Даилтай? Воистину, достойнейшая ты среди женщин!
Достойной была я, когда жила в отцовском доме, теперь же другое. А зачем мне таить обиду? Отомщена ныне моя обида – съел ты сердца сыновей своих, кровью их запил. Сполна отплачена мне вира.
Обезумел Аирдхан, вскочил. Зарубил Даилтай мечом, бросился прочь из шатра.
Велел седлать своего коня, собирать воинов.
Не ждал род Уданга беды – среди ночи налетели на них воины Танхары. Всех перебили – и воинов, и женщин, и младенцев. Великое было то горе!

Если два рода хотят прекратить вражду, их главы приходят к вождю и тот путем долгих разбирательств выясняет, кто таки должен платить виру (большая часть которой в этом случае достанется ему). После чего оба рода устраивают пир примирения. На этом пиру запрещены любые ссоры и драки, за чем следят вождь и шаман. А на следующий день все может начаться заново…

Виру за кровь платят практически только в двух случаях: если у убитого вовсе нет родичей (тогда она достается вождю), или если родственники убийцы абсолютно уверены, что мести не будет. Впрочем, и тут случаются досадные ошибки.

Было раз – пошел Лорхан, могучий вождь, на охоту, выследил оленя. Гнал его долго по горам на буланом жеребце, и видит: лежит его олень мертвый со стрелой в боку. Стоит рядом простой охотник.
Рассвирепел Лорхан, налетел на него конем, сбил с ног. Раскололся у охотника череп.
Три дня ждал вождь мести, но никто не пришел за кровью. Послал он гонцов узнать – есть ли родичи у охотника.
Рассказали ему, где дом убитого.
Поехал он туда, подъезжает к дому. Вышла навстречу женщина, на руках у нее младенец. Одежда оборванная, лицо худое, да глаза волчьи. Смотрит, молчит.
Стар был советник вождя и мудр, многое повидал. Сказал он:
- Убей волчицу с щенком ее, пока не подрос мститель!
Опустила женщина глаза, низко поклонилась.
- Не гневайся на меня, великий вождь! Нет в рыбыне гордости – возьму за смерть мужа, что дашь мне.
Легковерен был Лорхан, засмеялся словам ее.
- Все бы говорили, как ты. Возьми виру за смерть мужа – и всем расскажи, как щедр я!
Снял с шеи золотую цепь, швырнул Ханаре под ноги.
Одна жила Ханара, тяжко ей было – но не обменяла цепь, хранила в тайнике.
Качала колыбель, плакала о своем горе.
Растила сына, плакала о своей обиде.
Вырос Айвар сильным воином, помнил обидчика своего.
Умирать пришло время , зовет Ханнар сына.
- Возьми, сынок, эту цепь. Пришло время вернуть ее Лорхану, а обратно потребовать нашу виру.
Умерла Ханнар. Похоронил ее сын, принес жертву Матери-Волчице, и собрался в путь.
Долго ли, коротко, приехал к шатру Лорхана.
Не узнал его никто, пустили к вождю.
Достал из-за пазухи золотую цепь. Швырнул в лицо Лорхану, засмеялся:
- Узнаешь ли свою цепь? Пересчитай звенья, все ли целы? Позором хотел одарить ты мою мать, да не взяла она твоего позора! А виру за отца отдавай кровью!
И вонзил ему кинжал в горло.
Захлебнулся темной кровью, убийца.
А Айвар выскочил из шатра, прыгнул на спину коня – только его и видели!

В очень редких случаях убийцу могут выдать для расправы его собственные родичи, но это должна быть совсем уж паршивая овца…

Любая месть должна быть отложена на время внешней войны, о чем объявляет вождь. Нарушители осуждаются на изгнание.

Убийства внутри рода разбирают его глава и старейшины. Разбору не подлежит случай убийства мужчиной собственных детей или жены – тут он в своем праве. Впрочем, хотя женщина после замужества переходит в род мужа, кровные родичи обычно продолжают считать ее «своей», и могут отомстить роду мужа за ее смерть или тяжелую обиду. Такая перспектива зачастую удерживает вастакских мужчин от чрезмерных строгостей).

За убийство чужого раба положена вира: за сильного работника здоровый бык или корова с теленком; за женщину – дойная корова, за ребенка – коза или теленок.

Пойманному вору отрубают правую руку; пойманного вторично убивают (обычно – топят в мешке). За кражу скота убивают сразу, не дожидаясь рецидива. Впрочем, это только за кражу с корыстными целями - а гораздо чаще угон скота считают вирой за обиду (косо на нас смотрят, льют помои выше по течению и пр.), и осуществляют его всем родом. В таком случае обычным является ответный набег, и некоторые стада переходят из рук в руки много раз. Один человек, у которого духи украли разум, бродил по богатым шатрам, завернувшись в драную коровью шкуру, и пел песнь несчастной коровы, которую угоняли восемь раз, пока она не издохла от усталости. При этом он так славно мычал и прыгал, что все воины смеялись и бросали ему объедки. Однако если какой-то род чересчур увлекается кражами чужого скота, вождь может объявить его вне закона, и тогда никто не спасется – соседи объединятся и перебьют всех, а имущество поделят.

Шаман с большой буквы

Шаман присутствует на всех наиболее важных событиях для рода: объявлении войны, избрании правителя, инициациях, обрядах, связанных с рождением и смертью.
Шаман не является членом племени, на него не распространяются приказы вождя, или распоряжения совета старейшин. Шаману нельзя приказывать, его можно только просить. Шаман так же не считается ни мужчиной, ни женщиной, что, как правило, не мешает ему жениться, и иметь или не иметь детей в зависимости от своей шаманской направленности.
Слова шамана всегда бесспорны и играют решающую роль во всех спорах. Вастаки считают, что правитель, недостойный власти, слабый духом или физически принесет несчастья своей земле и людям.
Поэтому шаман испытывает правителей - достойны ли они власти.

После гибели старого вождя род пришел к моему шатру и просил узнать у духов, кто из воинов займет его место.
Я сказал: - Приведите двух самых храбрых воинов.
Вышли двое и бились, но никто не мог победить - оба были ловки, сильны и искусны в танце мечей.
И загадал я им 8 и 8 загадок, и дали ответы оба, обладающие мудростью и красноречием.
- Пусть так, пойте, и пусть песню услышит Мать-Волчица!
Первый пел славу победителям, воспевал силу могучего удара и сладость битвы, блеск стали был в песне его и кровь на лезвии... Сила и величие - первая песнь.
Второй продолжил, и в его песне слышалась горечь гибели - горечь вина, испитого по погибшим, отсвет огня, - в глазах, глядящих на погребальные костры и видящих - через огонь костра - Дорогу...
Тайна и мудрость - вторая песнь.
И вот. Замерли люди в ожидании. В полной тишине с холма спустилась белая волчица и легла у ног второго.
- Эйя, Уфангара!

По вастакским легендам, белые демоны оставили в нашем мире Смерть, а Великий Волк прогнал ее в Нижний мир, куда попадают те из детей Волка, кто по тем или иным причинам теряют Дорогу.
Великая река она же Шаманская река, течет в Нижний мир.
Царство Смерти - это то место, где шаманы получают свои знания. Когда приходит время ученику шамана стать шаманом, проводится ритуал, во время которого его убивают, режут на куски и выбрасывают в Реку. В устье Реки его вылавливают прислужники Смерти. Если кандидат достоин быть шаманом, то его сшивают из кусков, и дают ему новое сердце и новые глаза, чтобы он мог видеть духов. Ожив, "новорожденный" шаман поднимается вверх по Реке и возвращается в Средний мир. Если кандидат недостоин, он остается навечно во владениях Смерти.
В Нижнем мире на одном из притоков реки обитает Тварь, а с нею - подвластные ей духи болезней. Она выпускает их в мир, чтобы они мучили живых и не давали им жить спокойно. Именно к Твари чаще всего уходят, уведенные духами болезней, и именно туда ходят шаманы при исцелении болезней. За исцелением ран приходится гулять дальше, к Смерти.
Шаманы плавают в Нижний мир по Реке, сомневающиеся в своих силах вообще туда не ходят. Говорят правда, сильный воин одолеет путь до царства Смерти за восемь раз по восемь переходов. Заметим, что об обратном пути предания не говорят ничего.
Шаман - целитель, он изгоняет многочисленных духов болезни.
Шаман - прорицатель. Пророчества бывают весьма туманны и истолковываются им самим. Главное пророчество по традиции произносится во время праздника Середины Зимы.
Видение событий шаман часто получает во время исполнения танца.
Шаман обязательно должен найти и воспитать ученика. Часто, хотя это и не обязательно, ученик выбирается из сыновей вождя, но наличие особых способностей в данном случае предпочтительнее знатного рода.

Когда я пришел к твоему отцу поговорить с твоими братьями, был конец лета. Я хотел испытать их. Я сделал так, что в огне костра был виден меч, но виден не всякому, а только тому, кому дано видеть через огонь. Тангара сказал: Вижу развевающиеся знамена, которые склоняются передо мной. Хайшер сказал: - Вижу сокровища, которые принесли мне, как правителю. А Чинват отвернул лицо от огня и не сказал ничего.
Тогда я не стал его расспрашивать, а через три дня он сам пришел ко мне.
–Скажи шаман, что со мной? Ведь я знаю, что не станет Тангара военачальником и не будет Хайшер правителем, потому что видел в огне меч, который убьет их обоих. И более того видел: тот, кто сейчас в чреве матери моей, тоже погибнет от этого проклятого меча. Где же буду я, ответь мне, неужели как трус бегу с поля битвы? Тогда лучше мне умереть сейчас. - Нет, - ответил я, - ты останешься со мной. Это твоя Дорога.

В преклонном возрасте, без сомнения, шаман наиболее могущественен. Однако к чему ему это могущество, если он теряет всякую связь с родом человеческим. У такого шамана нет никаких нормальных человеческих желаний, нет логики и мудрости. Как правило, большую часть времени он спит, юродствует или производит какие-либо другие не понятные смертным действия. Ни один старый шаман еще не сохранил человеческий рассудок. Ученику надлежит опасаться своего учителя и служить ему.
У каждого шамана есть бубен и маска. Без бубна нельзя сделать себя слышным для духов, невозможно их вызвать. Для шамана, идущего в Верхний мир, бубен - это ездовое животное, точнее, птица, которая возносит шамана вверх. Для шамана Нижнего мира бубен - это лодка, которая уносит его вниз по течению Шаманской реки. В колдовской битве бубен шамана - это его щит, отражающий заклятья врага. Чем больше защитных рисунков, тем он действеннее Лучший бубен делается из кожи умершего шамана.
К бубну полагается колотушка , руками в бубен не бьют.
Маска символизирует шамана, она как бы служит его "лицом" при общении с духом и при этом защищает его истинное "я". Без маски нельзя совершать погребальные обряды - духи умерших могут запомнить шамана и вернуться к нему из Нижнего мира, чтобы мучить его. На одежде шамана должны быть нашиты разнообразные амулеты и побрякушки, по возможности железные (во-первых, железо - волшебная штука, а во-вторых, так можно производить больше ритуального шума). Кусочки железа - любые, сойдут и крышки от консервных банок (это шутка, однако некоторые народы на территории России не пренебрегали этим украшением). Допустимы также кости птиц, перья - чтобы лучше летать.
Каждый из этих предметов - это ритуальный двойник "шамана". Это значит, что на каждый из этих предметов можно воздействовать путем симпатической магии и таким образом навредить шаману. Говорят, что шамана можно даже убить, проткнув его бубен.
У шаманов встречаются самые разные подходы к решению одной и той же проблемы. Например, болезни можно лечить по-разному. Одни догоняют и убивают болезни, другие "вынимают" болезни из тела больного и выбрасывают, третьи изготавливают идола и переносят на него болезни, вбивая за каждую гвозди… Частный подход - это вопрос обучения и личных принципов шамана.

Перед любым магическим действием, связанным с контактом с Верхним или Нижним миром, шаману нужно построить врата. Врата - это два довольно высоких костра, которые следует развести на поляне или другом открытом месте в трех-пяти шагах друг от друга. Они должны располагаться на оси север-юг, так, чтобы пройти между ними можно было с востока на запад или с запада на восток.
Естественно, в Нижний мир ходят лицом на запад, а в Верхний - на восток, к солнцу. В Нижний мир ходят, чтобы поговорить с мертвым, убить болезнь, наслать ее же, отомстить обидчику и т.д. В Верхнем мире дают власть над животными, информацию о будущем (в виде гадания на костях), заговаривают оружие и опять же т.д.
Шаман проходит во врата и попадает в иной мир, а выходит из них (если ему сопутствует удача), заканчивая ритуал.
Если для входа в Нижний мир не требуется ничего, помимо костров, то для входа в Верхний мир придется попотеть. После прохода через врата шаман должен вскарабкаться на специальное бревно со сделанными на стволе зарубками в виде ступенек, по которым он как бы взбирается на небеса.

Когда дух шамана находится вне его тела, когда он уходит из мира людей или вселяется в тело животного-духа-помощника, его тело чрезвычайно уязвимо. Дух может оказаться в плену иного мира или тела животного. Выручить "застрявшего" шамана имеет шанс только шаман выше него уровнем и только служащий Нижнему миру, да и этот шанс весьма эфемерный. Также шамана может спасти его брат- волк.

Кушать мухоморы в нашем мире не приветствуется.

Поверья и сезонные обряды.

Горбатые люди приносят беду, поэтому их лучше всего убивать, или изгонять из рода. Горб означает, что на плечах у человека сидит дух, который чего-то хочет от него, или его родных. Поскольку обычно, духи ничего хорошего не хотят, если шаман не может, или не хочет духа прогнать, то прогоняют горбуна.
Если человек погибает зимой в лесу, дух, покинувший его, иногда не может найти Дорогу, и тогда, на нем начинает накапливаться снег, делая его твердым. Дух желает избавиться от снега, чтобы иметь возможность отправиться куда положено, и по этому, его притягивает все живое и теплое, и он стремится съесть, или как-то иначе поглотить это, чтобы растопить снег, и может нападать на людей. Весной, когда становится тепло, снег тает, и дух обретает покой. Таких духов называют Зимними.
Иногда случается, что дух не хочет отправляться после смерти, куда ему положено, и тогда, когда он бродит по земле, в нем медленно начинает накапливаться соль. Иногда ее набирается столько, что на духе нарастает целое новое тело. И тогда, он может убить какого-нибудь человека и надеть на себя его кожу, поэтому надо осторожно относиться к тем, кто пробыл больше недели один в лесу. Таких духов называют Соляными.
Мертвые взаимодействуют с живыми, потому что они те же живые, просто перешли в другое пространство, из которого могут по необходимости появляться. То есть, мертвые вастаки от живых не отличаются никак - они не прозрачные, не зеленые, не тухлые и т.д. Они просто люди. Мертвые могут (и хотят - во всяком случае, многие из них) навредить живым из зависти или мести, но они же могут и помочь. Следует иметь в виду, что мертвые, как правило, мстят не своим идеологическим противникам, а тем, с кем они были связаны при жизни - часто это родственники, соседи или соплеменники. То же относится и к благодеяниям.
Когда долго нет Солнышка, томится оно в темноте, в холодном лесу, тогда ему надо помочь выйти из царства Смерти. Для того чтобы выкупить его оттуда, нужно много-много крови. Много хороших воинов убить. Солнцу это приятно. А вот самый верный способ. Взять мальчика, которому еще не дали мужского имени, или самого красивого молодого воина. Надо кормить его всем самым лучшим. А потом надо лишить его жизни, чтобы ни капельки крови в нем не было. На его-то крики и на запах крови Солнце-то из-под земли и выйдет. Это вастаки недавно узнали (от господина Ворона вестимо)

Сами –то раньше по-другому делали. Брали такого воина, тоже кормили его, поили, надевали на голову Майский венок и отпускали его с луком и пятью стрелами в лес. А потом, когда шаман говорил, пускались всем родом в погоню. И кто его пристреливал, тому большие почести воздавали. Тоже хороший способ. Последняя Зимняя Охота называется.

. Осень - время Твари, и она показывается из болот. С ней приходят всякие болезни. Вот, к примеру, если водяная крыса укусила, или пил оттуда, где она больная плавает, вскоре потеть начнешь, под шеей опухоли формой с крупную ягоду появятся, очень плохо будет. Ежели осенью это будет, то всенепременно помрешь, коли шаман не убьет болезнь. А в другое время, может, отступится болезнь. Осенью Тварь свою воду выливает, и так тоскливо на душе порой становится, что хоть на кол бросайся. Это тоже от нее, безумие. Не надо себя убивать, тогда она тебя в свои болота не затащит. Твари безумие приятно.

Одежда

Полная свобода творчества. Главное - не выбиваться из стиля.

Вастаки одеваются не так, как хадоринги – это основное. Для желающих заморочиться, можно посмотреть национальные костюмы любых кочевых народов.

Длинная рубаха ниже колена, штаны и некое подобие халата в пол или на локоть длиннее рубахи. Причем, это же носили и женщины. То есть вастакским женщинам не возбраняется носить штаны. И при этом никто их за мужчин не примет. Для женщин так же актуальны не приталенные платья с широкими рукавами. На голове как мужчины так и женщины носят головные повязки, говорящие об их принадлежности к определенному роду.
Украшения одежды может служить аппликация, как черно-белая геометрическая, так и бесформенная цветная. Аппликация хороша из кусочков окрашенной кожи, но нашивать можно и лоскуты тканей, меховые полоски и клочья волос или связки шнурков, имеющие ритуальное значение. Вышивка у вастаков распространена мало, чаще встречается выкладывание узоров шнуром, продергивание шнура через прорезанные по определенной схеме отверстия и т.д.
Любят также вышивку бисером, бусами. Вышивка бисером делается либо сплошная , единым полотном, либо в виде всяких кружков, загогулин и прочих художественных деталей посредством пришивания набранной нитки бисера или бус. При желании в украшении можно употреблять кусочки зеркала, костяные бусы и пронизи, просто мелкие косточки гирляндами, колокольчики и пуговицы. Последние должны быть не особо пуговичного вида, так как концепция пластмассы не ведома этому миру.
Колокольчики же особенно уважают шаманы, и в целях личной безопасности простому члену рода ими увлекаться не стоит.
Собственно украшения бывают разные. Женские - бусы, серьги, подвески, браслеты, застежки и т.д. Кольца - редко. Так же украсить одежду могут кисеты или мешочки на поясе, ножи, фигурки, подвешенные к поясу, гребни и зеркальца.
У мужчин серьги, всякие нашейные амулеты, мешочки для соли и чая и т.п. Вастаки серебро не любят, украшения ценятся золотые, массивные. Женщины на пиры надевают как можно больше украшений, вес которых может достигать 5-ти килограммов.
Если женщины оценивают друг друга по количеству украшений, то мужчины, естественно по оружию. Внешний вид оружия призван произвести первое впечатление на чужих. Ножны также можно украсить, хотя ритуальным предметом является сам нож или меч, и красивым должен быть он. Каждая стрела должна быть сделана так, чтобы по ней можно было определить, кто ее владелец. Это имеет большое значение при дележе добычи, так как тот, кто нанес смертельную рану, имеет право на больший кусок, чем остальные. Можно просто окольцевать стрелы так, как вам нравится (и кому надо, тот потом сам найдет вас, чтобы отомстить).

Приложения

Песнь о Дороге.

Это произведение вастакского фольклора исполняется на пирах и праздниках.

Песнь о Дороге да не прервется!
Пойте ее воины рода.
В битвах сильнейшие непобедимы!
В яростной схватке неустрашимы!
На горе врагам матерями рожденные.
Пойте песнь!

Только дети Младшего, измеряющие время полетом Сокола, не говорят о Дороге, так как мы.
Только те, кто ушел искать дом Черного Из Огня не говорят о Дороге, потому что их страх сильнее.
Только белые демоны, что были врагами рода Волка, не говорят о Дороге. Их Дорогу затопила Большая Вода, и они хотят нашу.
Даже камень, огонь и ветер говорят о Дороге!
Слушайте, Люди Волка!

Была Дорога. И было так. Двое братьев шли по ней. Старшим был назван тот, кто первым ступил на Дорогу. Младшим – шедший следом. У Старшего были открыты глаза видеть Дорогу, и открыты уши слышать ее песнь.
И вот. Старший видел следы на Дороге. Кто-то прошел перед братьями.
8 и 8 лун вела их Дорога, но все не могли они настигнуть того, кто шел впереди. Братья терпеливо сносили голод, холод и жажду.
И вот. Вышла к ним Волчица и кормила их молоком своим, и говорила с ним как мать.
Недолго отдохнув, Младший захотел идти вперед, чтобы догнать Оставившего След. Старший решил остаться с Матерью – Волчицей. Перед прощанием братья принесли друг другу нерушимые клятвы и скрепили их своей кровью. Так сказала им Волчица: « Да не забудете вы никогда, что бело молоко, но красна кровь ваша»
Слова Младшего: « Дорога подобна следу птицы в небе и теплу от костра»
А Старший не сказал ничего.
И вот. Волчица так учила Старшего. Ты должен быть мудрым, ибо на Дороге встретишь подобных тебе. Будешь вести. Ты должен быть сильным, ибо на Дороге встретишь врагов. Будешь сражаться. Только одного Волчица не сказала – чьи следы Старший видел на Дороге.
Наступило время и Старшему уходить от Матери–Волчицы. Скорбь была в сердце его, потому что уходил один. И вот. Волчица привела ему жену, которая пошла бы с ним. И Старший назвал ее Прогоняющей Скорбь, а она в ответ дала ему имя – Тот Кого Ждала Долго.
Дети Старшего и Прогоняющей Скорбь жили по всей земле, но никогда в то время братья не обнажали оружие, чтобы не видеть на горизонте чужие шатры.
И были в это время
Равно неистощимы
И пища и питье,
Бессмертны скот и люди.
Не вяли все растенья,
Не иссякали воды,
И не было в то время
Ни холода, ни зноя,
Ни старости, ни смерти.
А дети Младшего ушли далеко вперед по пути Дневного Огня. Только иногда встречали их дети Старшего, и странно было им слышать слова братьев.
Говорили дети Младшего: « Волчица – наша Мать, Тот Кто Оставил Следы На Дороге – наш Отец. Он стоит в конце Дороги и освещает нам путь. Идти трудно. Но даже те, кто отстанет, но не свернет с Дороги, за теми Отец вернется и пройдет путь с ними вместе»
. И еще говорили дети Младшего: « Дорога – это дар. Только слабы наши плечи нести его. Просите Отца, и поможет вам». Дети Старшего сложили о том, что услышали от братьев Первую Песнь Без Слов.
И пришли к детям Старшего Слушающие Голос и просили их помочь строить Дом Из Черного Камня. Люди Волка помогли им добыть камень для Дома.
Слушающие Голос приходили снова, чтобы отвести их в Дом Из Черного Камня.
Люди Волка жили в шатрах, а в холодные зимы перебирались в мрачные пещеры. Но Дом был хуже любой пещеры. Как будто тот, кто там жил, зло задумал. Многие из Людей Волка ушли. Но еще больше осталось.
Чужой Из Огня явился детям Старшего и Слушающим, и многих обожгло сильным пламенем.. Чужой Из Огня говорил, если поклонятся ему, то получат теплые дома и крепкое оружие. Слушающие пали на землю. Люди Волка не умели поклоняться, они спели Песнь Без Слов Об Отце.
Страшный удар потряс весь Дом, Люди Волка в ужасе бросились вон. Как слепые метались они, потому что не стало света дня, и настала тьма. Только над Домом Из Черного Камня бились молнии.

И вот. Явился нам Хозяин Черного Дома в одеждах как яркое пламя во тьме.
Вот слова его: « Кто будет вашим Господином – тьма или я? Ваша Дорога завела вас во тьму. Если вы не поклянетесь служить мне, я оставлю вас с этой тьмой, которую вы называете Отцом»
Тогда в страхе дали мы клятву служить ему вечно и отречься от Отца. И скрепили эту клятву своей кровью.
Но не все из Детей Волка были там, и Старшего не было с нами.
Мы поставили свои шатры и стали жить со Слушающими голос, потому что боялись уходить от Дома, боялись что тьма вернется. Шаман и Слушающие ходили в Дом вместе и приносили слова от Господина. Мы делали все, что говорил Господин наш.
Далеко были Старший и Прогоняющая Скорбь, а когда вернулись, было время Долгой Ночи – Хозяин Черного Дома гневался на нас.
Старший сказал – это ваши братья–волки закрыли глаза и не хотят видеть вас – Забывших Дорогу.
Тогда, боясь что Чужой Из Огня услышит и покарает нас всех, мы убили Старшего, а тело принесли в Дом Черного Камня. Господин приказал привести Прогоняющую Скорбь.
Была смута: одни хотели спрятать ее, другие – отдать Господину.
И вот. Прогоняющая Скорбь простилась со своими детьми и пришла туда, где лежало тело ее мужа.
Вот слова ее: « Хоть вы отреклись от Отца, но тот, кто дал вам Дорогу, никогда не отречется от вас. Помните о своих братьях»
Огонь сжег их.
Люди Волка Потерявшие Дорогу Сложили Песнь Матери и пели ее тайно о Прогоняющей Скорбь.
Но нет тайного для Черного Господина. В гневе своем он простер руку на Дом, и разрушились стены его, и многие были похоронены под развалинами.
И так сказал нам: « Белые Демоны из-за Большой Воды послали ваших братьев обманом отнять у вас бессмертие.
Не меня вы слушали, но их. Получайте же их дар – теперь будете вы умирать от старости, голода и множества болезней».
И вот. Господин покинул нас. Многие пытались отвратить кару и убивали детей Младшего на развалинах Дома, желая вернуть милость Черного Господина. Все оказалось напрасно.
И мы тосковали о былой жизни, какой мы жили со Старшим и Прогоняющей Скорбь, но боялись тьмы, а она была повсюду. Боялись петь Песнь.
Боялись убить Слушающих Голос, когда они уходили искать новый Дом Господина.
И вот был пир начала зимы. Последний шаман Людей Волка Потерявших Дорогу по обычаю говорил слова о том, что ждет род.
Вот его слова: « Посреди текучей воды – земля. На земле – высокий дом из серого камня. К дому с берега дорога из дерева. На дороге из дерева стоит Великий Волк. Он ждет. Идите».
На утро после пира Люди Волка свернули свои шатры.
Мы уходили, и в сердце у каждого звучала Песнь Дороги.

Глаза Великого Волка.

Возможно и в Ангбанде водились сказочники… Так вот это как раз северным ветром принесено.

Дети Младшего зло задумали. Погубить детей Старшего из зависти к землям их и богатству их. Хотели просить помощи у белых демонов, но боялись.
Упали они на колена перед горой, где жили орлы – птицы демонов. Просили униженно совета и помощи.
8 лун орлы держали совет, пока самый могучий не слетел к коварным, замышлявшим против братьев. Вот слова Птицы: « Дети Старшего сильны и богаты потому, что с ними Великий Волк. Принесите нашим хозяевам глаза Великого Волка, и будет у вас сила пойти на детей Младшего и победить их и добро их сделать своим, а жены их и дети станут вам рабами».
В ужасе упали на землю все, потому что не было среди них мужа, достойного пойти к Великому Волку.
Отвечала им Птица :" Помощи вы просили и совета. Будет вам по словам вашим. Идите к князю нашему и просите дочь его Лутан, она найдет достойного воина».
Пришли дети Младшего к белой ведьме, принесли дары богатые.
Вышла к ним Лутан, глянула в глаза каждому, кто пришел. Стали дети Младшего ее рабами, и никогда больше не видели Дороги. Так было со всеми кроме одного. Беран – его имя.
Лутан орлицей обернулась, а на Берана накинула шкуру волка, и стал он как слуга Великого.
И устремились они в Дом Волка.
Сильными чарами Лутан хотела опутать Великого Волка, острыми когтями хотела вырвать глаза Великого. Не хватило ее чар, и улетела она израненная. А Беран снова принял такой облик, каким встал на Дорогу. За то, что поднял он руку на Великого Волка - не быть ему воином. Слуги Великого лишили его руки, держащей меч.
Детей Младшего постигла месть, которую не ждали. Белые демоны узнав, что Лутан-ведьма сгинула, разъярились как дикие кабаны и много детей младшего убили и искалечили.

Песня о плакучей иве.

Эту песню поют редко, говорят ее вастаки слышали еще до того, как ходили в Дом Черного Камня от какого-то давно сгинувшего лесного народа.

Почему? - спросил Волчонок,
И Волчица-мать вздохнула. –

- Почему Деревья, мама,
Никогда гулять не ходят?
Ведь они уже большие,
Почему бы им не бегать?
Все ведь, мама, любят бегать,
Почему ж они не ходят ?

- Почему? - сказала мама.-
Потому что не умеют!
Ног у них, Деревьев, нету,
Наказание ты наше!

А Волчонок не смутился,
Просто отошел в сторонку,
На траве он растянулся
Под тенистым старым дубом,
Потихоньку повторяя:
- Кто же все-таки мне скажет,
Кто же все-таки ответит:
Почему стоят Деревья,
Почему они не ходят?

И с зеленой ветки дуба
Прозвучал чудесный голос:
- Я на твой вопрос отвечу.
Я тебе отвечу - правду.

Mного лет назад, Волчонок,
У ручья стояла Ива.
Год за годом зеленела,
Подрастала год от года -
Не спеша растут Деревья,
А какие вырастают!

Не спеша живут Деревья.
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в Землю,
Простирая ветки к Солнцу.

Ничего они не ищут,
Ни о чем они не просят -
Им ведь нужно так немного:
Свет,
Земля,
Вода
И Ветер -
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.

Потому что все Деревья
И Кусты, Цветы и Травы, -
Все они живут на свете
По Зеленому Закону:

Так сейчас живут Деревья,
Так они и раньше жили,
Так жила и наша Ива.

И она росла неспешно,
А своей могучей кроной,
Говорят, коснулась неба,
А могучими корнями
Глубины земной коснулась.

А в ее листве зеленой
Песни целый день звучали -
С ней дружил народ крылатый:
Птицы, радостное племя,
На ветвях гостеприимных
Вили гнезда, пели песни...

Песни петь они умели!
А она умела слушать:
Ни листок не шелохнется,
Заскрипеть сучок не смеет. -
Мы, певцы, народ пугливый,
Мы, певцы, народ крылатый:
Нас спугнуть - совсем нетрудно,
А вернуть - не так-то просто-
Не заманишь,
Не заставишь
Петь,
Когда нам не поется...

Да, Волчонок,
Все живое
На Земле подвластно песне!
Почему - никто не знает,
Мы, певцы, не знаем сами...

Почему при звуке песни
И цветы сильнее пахнут,
И плоды быстрее зреют,
И сердца сильнее бьются?

И порой под звуки песни
Даже змеи забывают
О своем смертельном яде
И о злобе ядовитой
И танцуют, извиваясь
В лад нехитрому напеву,
Словно вправду песня может
Сделать страшное - прекрасным!
Словно вправду песня может
Сделать смертное - бессмертным,
Словно песня, только песня
На Земле не знает смерти.

Говорят, никто на свете
Сотворить не может чуда.
Мы, певцы, не верим в это:
Знаем, есть на свете песни!

И однажды утром птицы
Пели Песню Дальних Странствий.
Пели песню о Дороге -
0 Дороге, что уводит
По холмам и по долинам,
По степям необозримым,
Мимо рек неторопливых -
К снеговым вершинам горным,
К Морю, к Морю-Океану,
К нашей древней колыбели...

Жадно вслушивалась Ива
В колдовские звуки песни.
Сок быстрее тек по жилам,
Ярче листья зеленели...
Вдруг она к земле склонилась,
И Земле она взмолилась:

- Отпусти меня в дорогу!
Мать-Земля, сама ты знаешь -
Ничего я не искала,
Ни о чем я не просила.
В первый раз тебя прошу я,
Об одном я умоляю:
Отпусти меня на волю,
Отпусти меня в Дорогу!

Все живое, все живые,
Все создания земные
Ходят, бегают, летают...
В чем, скажи, я провинилась?
Я одна стою на месте,
Неподвижна, словно камень...
Словно камень, вросший в землю...

Я не камень! Я живая!
Я хочу тебя увидеть!
Я хочу увидеть Море!
Отпусти меня на волю!
Отпусти меня в дорогу!

Долго не было ответа,
Долго Мать-Земля молчала...

- Как бы ты не пожалела,
Если я исполню просьбу!
Не пришлось бы горько плакать,
Если ты узнаешь тайну!

- Пусть я буду вечно плакать -
Отпусти меня в дорогу!
Если ты мне мать родная,
Если ты меня жалеешь,
Отпусти меня в дорогу!

Все вольней дышала Ива,
Все быстрей она шагала.
Относило ветки ветром,
Как относит ветром гриву
У летящего галопом
Скакуна степных просторов.
И зелеными глазами
Изумленно вслед глядели
Все кусты, деревья, травы...

Первый шаг всегда нелегок,
И второй немногим легче,
Но всего трудней - последний!

...Вот уже донес к ней ветер
Долгожданный запах Моря,
Долгожданный голос Моря -
Равномерный, неумолчный,
Бесконечный шум прибоя.

И - остановилась Ива.

Так она стояла, тихо,
Словно тихо задремала
Под протяжный шум прибоя,
Убаюкана напевом
Самой древней песни мира,
Самой древней колыбельной...

Но Земля заговорила:
- Что же ты остановилась?
Ты хотела видеть Море -
И оно перед тобою.
Шаг один тебе остался,
И волны коснешься веткой,
Изопьешь соленой влаги.

- Я не знаю, что со мною, -
Тихо Ива отвечала. -
Словно червь во мне завелся:
Он сосет меня и гложет,
Не дает и шага сделать...

- Знай, - Земля проговорила, -
Час пришел, настало время,
Час тебе изведать тайну!
Тайна эта всем открыта
И у всех перед глазами,
Да никто ее не знает,
Ибо смотрят - и не видят,
Видят - и не понимают,
Те, кто понял, - забывают,
Вспоминать о ней не любят!..

Погляди, - Земля сказала, -
Оглянись вокруг, былинка!

И как будто бы впервые
Ива зрячими глазами
Посмотрела.
Увидала.

Увидала, как олени
Щиплют травы, гложут ветки,
Как в просторном небе птицы
На лету хватают мошек,
А серебряные рыбки
Червяков в воде глотают...
Как из зарослей подводных
Щука молнией метнулась,
И исчезла в хищной пасти
Зазевавшаяся рыбка...

Kак с высот небесных коршун
Kамнем ринулся на птицу,
И схватил ее когтями,
И понес ее куда-то...

И как волки жадной стаей
Догоняют, настигают
Благородного олени,
И поток горячей крови
На сырую Землю хлынул,
Оросил Цветы и Травы...

. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .. . .. . . ..
- Да! -
Печально и сурово
Мать-Земля проговорила. -
Знала ты закон Зеленый.
Есть другой закон - Кровавый.
Правит он на свете всеми,
Кто выходит на Дорогу!

Ты вступила на Дорогу,
Ты сама о том просила!
И, сама того не зная,
Приняла Закон Кровавый !

Ты подобна им отныне -
Щуке, коршуну и волку,
И, подобно им, отныне
Будешь жить чужою кровью.
Будешь жить чужою смертью!
Вот тебе разгадка тайны!

Лишь одно спросила Ива:
- Разве нет другой дороги -
Той, в которую выходят
По Зеленому Закону? -

-Но Земля ей отвечала:
- Ты, дитя, узнала тайну.
Больше знать тебе не надо.
Здесь конец твоей дороги...

И навек умолкла Ива.

Так стоит она у Моря,
Головой касаясь неба,
Уходя корнями в Землю...

Лишь поникли ветки Ивы,
Листья Ивы поседели,
Будто инеем покрылись
От дыханья лютой стужи...
На ветру они трепещут,
И как будто струи льются,
И как будто льются слезы,

Льются - и не иссякают.
Словно вечно плачет Ива,
Плачет горько, молчаливо
Над великой, древней тайной,
Непосильной
Для Деревьев.

Ты спросил меня, Волчонок,
Почему стоят Деревья,
Почему они не ходят,

Я на твой вопрос ответил
Позабытой, старой песней -
Песней о Плакучей Иве.

“Позабыли эту песню,
А она - не умирает!
А она живет на свете -
Лишь затихла, затаилась.
Так листок таится в почке,
Так таится в камне искра,
В туче молния таится:
Час придет, настанет время -
С громом небо озарится!

Почему ее забыли?
Потому что правда - в песне.

Почему не умирает?
Потому что в песне - правда.
А для этой правды
Время
И прошло,
И не настало...”

Так кончали песню прежде.
Я закончу по-другому:

Нынче время этой песне!
Время именно сегодня,
Время петь ее сегодня,
И сегодня время слушать:
Ведь сегодня эту песню
Вместе с нами слышат люди!


Прощание

Древняя вастакская песня, исполняется над погибшими в бою или смертельно ранеными.

… Не было рождения, и не будет смерти.
Нет страдания, и не бывает боли.
Нет богатства, и нет желаний.
Нет любви, и нет ненависти.
Не было прошлого, и не будет будущего.
Нет предков, и нет потомков.
Помни, брат-волк твой ожидает тебя,
Странствие по Дороге – твой Удел,
Принимая дар Отца, следую Пути воина…


Hosted by uCoz