Люди Дортониона:
История, культура, мировоззрение

(рекомендательный мастерский материал
для игры "Завтра была война")

   












          «К югу от Ард-Галена на шестьдесят лиг с запада на восток простиралась обширная горная страна, называющаяся Дортонион, покрытая огромными сосновыми лесами, особенно в северной и западной части. Ее склоны плавно поднимались от равнины к открытому и очень высокому плато, где у подножия голых скалистых хребтов, чьи пики были выше глав Эред Витрина, располагалось множество небольших озер. Но на юг, где открывался вид на Дориат, местность резко обрывалась ужасной пропастью. С северных склонов Дортониона Ангрод и Аэгнор, сыновья Финарфина, вассалы своего брата Финрода, повелителя Нарготронда, наблюдали за равниной Ард-Галена. Народ их был малочислен - из-за бесплодия страны и еще потому, что огромный горный массив сзади считался бастионом, который Морготу трудно было бы преодолеть.
          Между Дортонионом и горами Мрака находилась узкая долина, чьи крутые склоны поросли соснами, а сама долина была покрыта зеленью, потому что через нее бежала в Белерианд река Сирион. Финрод владел проходом Сириона и построил на острове Тол Сирион посреди реки могучую сторожевую башню, Минас Тирит. А когда впоследствии был сооружен Нарготронд, Финрод передал эту башню во владение Ородрету, своему брату»

      Итак. Дортонион - местность около 60 лиг в длину, вытянутая горная долина. Место суровое, не слишком плодородное. Его покрывает сосновый бор, особенно густой по северному и западному краю. С одной стороны - малопроходимые горы, отгораживающие его от Нан-Дунгортеб, с другой - хребет с более удобными и пологими склонами, перевалив через который, спускаешься прямо к Ард-Гален. На юге к лесам Дортониона примыкали вересковые пустоши, а на востоке от них лежало озеро Тарн-Аэлуил, чьи берега поросли диким вереском; земли эти были бездорожны и дики, и даже в дни Долгого Мира никто не жил там. Воды же Тарн-Аэлуил почитались высоко, ибо днем они были ясны и сини, а ночами в них отражались звезды; говорили, что сама Мелиан освятила их в те времена, когда нолдор еще не вернулись в Белерианд.

      В Дортонионе живут люди народа Беора и эльфы Ангрода и Аэгнора - живут несколькими разбросанными деревнями, расположенными на более удобных участках местности. Реально на игре моделируется одна человеческая деревня - та, где живет правитель беорингов Бреголас, и одно эльфийское поселение (по игре - на соседней поляне), там живут Ангрод и Аэгнор с дружиной и часть эльфов их народа. (Реально, они, скорее, были рассеяны по всему Дортониону. Некоторые могли даже селиться вместе с людьми.)

      Где-то на перевале, на возвышенном месте, Ангрод и Аэгнор держат сторожевой пост (заставу). Оттуда "видны дымы Тангородрим", оттуда ведется наблюдение за дорогами и тропами, ведущими с Ард-Гален в Дортонион. На этой заставе несут дежурство эльфы из дружины. А также люди. Которые тоже могут быть в дружине, но для них это, как и "служба на границе" не является обязательной. Женщины из поселения, как эльфы, так и люди, могут носить еду на заставу. «Смена» на заставе длится, вероятнее всего, несколько суток (по-игре).       Орки, бродящие порой по Ард-Гален, в общем-то, не нападают на крупные поселения, тем более находящиеся под защитой эльфов-сюзеренов.

Краткая историческая справка

      Племя Беора было первым из трех племен эдайн, пришедших в Белерианд.       Были они, как и два других племени, потомками тех людей, которые в Темные Века сопротивлялись Морготу и отвергли его, и, покинув свои дома на Востоке, отправились в дальние странствия на запад в поисках Великого Моря, неверные слухи о котором достигли и их краев. Они не знали, что Моргот и сам оставил Средиземье; Сказано, что во все время странствий их война с отвратительными существами, выращенными Морготом не прекращалась, как и с теми людьми, которые считали Моргота богом и верили, что могут умилостивить его только уничтожая «отступников» со всей жестокостью. Лишь на Севере Средиземья эти отступники выжили в достаточном количестве, чтобы сохранить и отважно отстаивать свою независимость; но о своем прошлом они сохранили только легенды, а устная история охватывала лишь несколько поколений Людей.
      Народ этот был менее многочисленный, нежели племя Мараха (Хадора) – легенды говорят, что по приходе беорингов в Белерианд они насчитывали всего 2000 взрослых мужчин. Говорят, что в то время они были бедны и плохо вооружены, но привычны к трудным и утомительным путешествиям, так как свой тяжелый скарб переносили на себе, не имея вьючных животных (см. «О гномах и людях»).
      Около 310 г. они перевалили Синие горы, и первыми встретились с Финродом Фелагундом в Оссирианде.

      Племена Беора и Хадора были родственны между собой и говорили на сходном языке.
      Беоринги - в основном темноволосые, голубоглазые или сероглазые, несколько более смуглые, нежели хадоринги, к тому же в основном несколько ниже хадорингов и шире в плечах. Лишь про Берена сына Барахира говорится, что он был высок ростом – один из самых высоких в своем племени, и имел золотисто-каштановые волосы. Люди Дома Беора изо всех людей более всего походили на нолдор и были ими более всего любимы, ибо у них был острый ум и ловкие руки, «они быстро постигали и долго помнили и были склонны скорее к жалости, нежели к смеху».
      Говорится, что обучаясь у эльдар, особенно у подданных короля Финрода, они также как и народ Хадора, достигли совершенства в искусстве и манерах, «но если и уступали ему в легкости владения телом и разумом, в отваге и благородной щедрости, то превосходили в способности сопротивляться тяготам и невзгодам; они редко показывали свои чувства, будь то радость или горе, и сила духа их была велика, даже если не оставалось надежды. Но и эти различия в теле и мышлении постепенно стирались со сменой краткоживущих поколений, так как два народа все больше смешивались» (см. «О гномах и людях»)

      Первое время после прихода в Белерианд смешанное племя людей жило в Эстоладе, на восточном берегу Келона неподалеку от границ Дориата, во владениях Амрода и Амраса. В первый год вместе с ними жил Финрод Фелагунд; когда же через год он пожелал вернуться в свои владения в Нарготронде, Беор испросил позволения сопровождать его и до конца своих дней оставался на службе у короля Фелагунда, к своему же народу он не вернулся; Так он получил имя Беор, что на языке его соплеменников означало «слуга или вассал», прежде же имя его было Балан. Править же племенем было доверено сыну Беора, Барану (он же впоследствии Беор Юный)
      Около 369 года случилась смута в Эстоладе, во время которой часть людей пожелала уйти из Белерианда, не доверяя эльфам и желая самим распоряжаться собственной судьбой. Одним из зачинщиков этой смуты был Берег, один из внуков Беора (Старого) увел на юг тысячу людей из дома Беора, и предания молчат о них.

      При Баране в 360-е годы, возможно еще до Эстоладской смуты, началось переселение людей дома Беора из Эстолада в Дортониони , и продолжалось до 380-390 годов. Некоторое время эльфы и люди жили вперемешку, общаясь между собой, к тому же многие жаждали перенять эльфийские науки; иные люди бродили вольно, иные селились небольшими родами или мелкими племенами. «Однако по прошествии времени лорды нолдор, понимая, что не годится людям и эльфам жить вперемешку безо всякого порядка и что у людей должны быть правители одной с ними крови, отделили земли, где люди могли жить наособицу, и назначили вождей, чтобы держать эти земли» (Сильм) – то есть собственно вождей крупных племен. «Эти люди были союзниками эльдар в войне, но шли в бой под предводительством своих собственных вождей».
И так в 410 году править Домом Беора и землями в Ладросе (юго-восточная часть Дортониона) дано было Боромиру, правнуку Беора Старого (его дочерью была Андрет Мудрая) и его наследникам, так что в дальнейшем при потомках Боромира право на владение этой землей уже не подтверждалось.

Управление.

      Во главе Дома Беора стоит вождь племени или правитель. (Примечание: нельзя сказать, что это король; хотя, конечно, и не совсем уж примитивный племенной вождь. Наиболее правильная аналогия, пожалуй, древнескандинавский князь с дружиной). Вождь правит до самой своей смерти, после же его смерти власть в племени передается по наследству в основном от отца к сыну, хотя говорят, что в древности бывали прецеденты, когда власть переходила по лествичной системе – от старшего брата к младшему. Вожди дома Беора считают себя вассалами эльфов Дома Финарфина. Интересно, что само именование «Беор» («вассал») сохранилось в качестве титула всех правителей дома Беора вплоть до времен Бреголаса и Барахира. В отдельных самостоятельных деревнях, вероятно, существуют свои старосты.
      При этом не существует никакого «структурированного» феодализма, никаких феодов, никакой поземельной зависимости, никаких экономических податей (люди эльфам не отдают десятину, вообще ничего не платят). Эльфы защищают земли, на которых живут в том числе и люди, - люди, в свою очередь, считают своей обязанностью посылать людей на заставы – защищая земли в том числе и эльфов.

      В настоящее время домом Беора правит Бреголас, сын Брегора – это шестое поколение с момента прихода племени в Белерианд.
      На момент начала игры Бреголас (62 года) – вдовец. У него двое взрослых сыновей, патрулирующих заставы и границы. Сам Бреголас тоже наведывается на границы, но чаще него военными делами занимается его младший брат, Барахир.

      Существует княжеская дружина Бреголаса – те, кто постоянно занимается собственно воинским делом (в нее прежде всего входят сами близкие родичи Бреголаса – его дети, брат, племянники и др.). Кроме дружины существует то, что может быть названо постоянно тренируемым ополчением – те, кто посменно ходят дежурить на заставу. В определенной степени эта та повинность, которую люди несут перед своими собственными правителями. Бреголас (либо Барахир) посылает своих людей на заставы и определяет порядок смен. В дозоры ходят практически все взрослые мужчины племени, способные держать оружие – примерно с 17 до 60 лет.       Часто на Дортонионской заставе дежурят эльфы и люди одновременно.

Занятия людей и быт

      Дортонион – местность холмистая, и плодородны там только отдельные участки земли.
      Соответственно это по всей вероятности континентальный (но не резко континентальный) тип климата – по крайней мере теплое лето и довольно суровая, заснеженная зима. На самых высоких вершинах гор снег лежит круглый год. Озера в основном зимой замерзают, но Тарн-Аэлуин не замерзает круглый год, потому что там выходят на поверхность теплые ключи.
      Соответственно в Дортонионе вызревают примерно те же сельскохозяйственные культуры, что и на соответствующих средних широтах (кроме картофеля – представляется, что его в Белерианде не знали). Занимаются земледелием и огородничеством - выращивают рожь, овес, овощные культуры, есть ягодные кустарники, фруктовые сады – яблоневые, сливовые.
      В озерах полно рыбы (которую ловят чаще гарпунами); в лесах – дичи. Мужчины охотятся на медведя, лося, кабана; мальчики-подростки в одиночку без взрослых могут охотиться на зайца; также на птицу – куропаток, тетеревов и проч. Девушки хотят по ягоды – заросли черники, лесной малины, ежевики, земляники, а также лесных орехов и проч. расположены чаще вблизи от озер. Грибы растут во множестве, но эдайн не употребляют грибы в пищу, считая их проклятыми Морготом (в отличие от малочисленного народа друэдайн, которые охотно ели грибы, удивляя этим прочих эдайн)
      Кроме охоты и земледелия, развито также скотоводство – чаще овцеводства, стада овец пасутся в основном на высокогорных пастбищах; в домашних хозяйствах держат коз и реже коров.
      Лошадей разводят в основном на Ард-Гален. В самом же Дортонионе верховых лошадей держит только знать (семейство правителя), в домашнем же хозяйстве вместо лошадей пашут чаще на волах. Из своего молока делают сыр, творог, сметану. Домашний скот забивают и на мясо. Разводят кур и другую птицу. В предгорьях разводят также пчел и получают мед.
      Пьют ячменный солодовый напиток – подобие пива, различные напитки на меду (безалкогольные и алкогольные), яблочный сидр; делают травяные и ягодные настойки. Знать на праздниках пьет эльфийское вино.
      Стригут овец, прядут шерсть, лен, изготовляют домотканые ткани, девушки занимаются разным рукоделием – вышивкой и проч.
      Развиты разные ремесла. Молодежь ходит учиться к эльфам разным ремеслам и искусствам.
      Оружие люди изготовляют сами. Знать может иметь дареное эльфийское оружие. Свою дружину вооружает Бреголас – в том числе договариваясь о закупке оружия у гномов.
      Воины попроще имеют оружие местного изготовления.

      Торговли между людьми и эльфами как таковой не существует. (Потому что эльфам, в принципе, не нужно ничего из того, что могут дать им люди). У людей могут быть эльфийские подарки.
      Люди торгуют между собой – между землями и поселениями. Существуют странствующие мелкие торговцы-разносчики, однако уже появляются и крупные торговцы-посредники (эти же посредники могут вести переговоры с гномами, - хотя скорее приоритет за поставками оружия – за самим Бреголасом, и именно он ведет переговоры. Впрочем, у него может быть торговый советник). Денег нет. Торговля осуществляется с помощью натурального обмена или натуральных денежных эквивалентов – мер зерна, мер холста, лисьих шкурок и проч. Гномы поставляют людям оружие в основном в обмен на зерно, так как сами земледелием не занимаются.

Мировоззрение, философия и менталитет

      Религии как таковой у людей дома Беора нет. Беоринги – то, что называется «стихийные монотеисты». Они знают о Едином, ассоциируя его с Голосом своих отдаленных преданий (см. «Повесть Аданель»). Однако нельзя сказать, что вера в Единого играют какую-то существенную роль в их жизни. Еще до своего прихода в Белерианд они общались с эльфами-авари и узнали от них кое-какие предания, в том числе и о сотворении мира. Мудрые и знать, активно общавшиеся с нолдор, возможно знают больше, но все же все их знания пока еще весьма путаны и отрывочны (Возможно, в ходе игры им предстоит узнать больше – это мастерское предложение к эльфийской части команды Дортониона, особенно к тем, что отыгрывает ученых и фольклористов).
      Знают люди и о существовании валар на далеком Западе. В отличие от эльдар, которые видели оных валар в свое время в Амане вблизи и непосредственно в зримом облике, эдайн могут руководствоваться только рассказами, - поэтому в сознании людей (особенно среди наименее образованной части) валар в значительно бОльшей степени обожествляются и становятся предметом своего рода доморощенных культов. Поэтому хотя институт молитвы как таковой отсутствует, однако личностные обращения в устах людей – не только к Эру, но и к валар, - будут вполне уместны.
      Валар почитают и поминают в важных случаях жизни, хотя и не молятся им. Многих валар знают поименно – прежде всего Манве и Варду, Ульмо, к Йаванне обращаются при сельскохозяйственных работах, отправляясь на охоту, просят благословения у Оромэ и так далее. Правители и Мудрые могут знать и о Мандосе (ср. как Хурин в несколько более позднее время говорит о «Мандосе Справедливом») – но все функции Намо Мандоса им неведомы.
      Имя Мелькора не поминается, о нем вообще стараются не говорить; называют же в случаях необходимости Врагом (не Мелькором и чаще даже не Морготом).
      Лишь немногие Мудрые ассоциируют Черного Врага на Севере с тем, кто приходил к людям некогда на заре эпохи, совратив их. Предания людей о собственном грехопадении смутны и неясны, даже Мудрые путаются в этих рассказах и, во всяком случае, мало что рассказывают посторонним – эльфам в том числе. (Нельзя сказать, что предания, подобные «Повести Аданель», являются неким «тайным» знанием, - скорее просто об этом не принято говорить вслух)
      Большинство же просто ощущают некую Тень за своей спиной, - от которой люди бежали когда-то на Запад, но что это за тень, они недостаточно хорошо понимают.
(ср. речи слуги Садора в «Нарн и Хин Хурин»:
«- Не знаю. Позади нас - тьма, и о том, что было до нее, почти ничего не говорится. Может, отцы наших отцов и знали что-нибудь, но нам ничего не поведали. Даже имена их забыты. Горы отделили нас от прежней жизни. Мы бежали сюда, а от чего - никому не ведомо.
- Они боялись, да? - спросил Турин.
- Может быть, - ответил Садор. - Может быть, мы бежали потому, что боялись Тьмы - пришли сюда, а она и здесь настигла нас, и бежать дальше некуда, разве что в Море».)

      У людей дома Беора нет никаких отдельных, как сказали бы теперь, служителей религиозных культов, - никаких шаманов, колдунов и проч. Не обладают люди и какими-либо магическими способностями.       Мудрые – в первую очередь хранители преданий и традиций, законов и прецедентного права. При этом речь идет в первую очередь именно о людской мудрости и людском знании, - хотя, конечно, многие Мудрые интересуются и эльфийскими преданиями и обычаями и изучают их. Также целительством в основном занимаются именно Мудрые.
      Сказано, что среди Мудрых было немало незамужних женщин, - хотя это не обязательно (Аданель была замужем, среди Мудрых были и мужчины – Беор, Белемир). К Мудрым обращаются за советом в разных ситуациях, включая обычные пожизненные (что-то вроде того, что сейчас назвали бы «психологической консультацией») – парень разлюбил, взрослые дети не слушаются и проч., решают с их помощью мелкие тяжбы и споры, не требующие судебного вмешательства и т.д.

      Люди Древней Надежды, о которых рассказывает Андрет Финроду (см. Атрабет) – не то же самое, что Мудрые. Эти категории могут пересекаться, но могут и не пересекаться. Людей Древней Надежды мало, - но, по словам Андрет в последнее время их становится больше. Эти люди с незапамятных времен верят в то, что когда-нибудь Единый сам войдет в мир и исправит искажение, внесенное Морготом. По текстам сложно понять, откуда эти люди берутся. Возможно, эта вера и знание передается в определенных семьях по наследству. Это знание – не тайное, просто мало кто прислушивается к этим людям и разделяет их веру; большинство же, даже включая Мудрых, к их словам относится скептически.

      Касательно собственного посмертия среди людей нет единого верования. Простые люди иногда верят в то, что души хороших людей пируют в чертогах вместе с Богами, души плохих людей уносит к себе Моргот и там мучает их до конца времен; те же, кто был не очень плохим, но и не очень хорошим, скитаются где-то в темном месте. Однако Мудрые не разделяют подобных наивных верований и говорят скорее о том, что никому не известно, куда уходят души людей и что с ними происходит.
      О функциях Мандоса мало что известно, а даже если что-то известно от эльфов, к людям это, по мнению людских мудрецов, вряд ли относится. В целом люди одновременно и боятся смерти, и в то же время считают ее естественной. Лишь Мудрые верят в то, что изначально до своего падения люди были бессмертны, - но и их рассказы противоречивы. После прихода людей в Белерианд они стали жить дольше, - и мудрецы говорят, что это оттого, что Тень, нависшая над людьми, немного рассеялась. Старики умирают в возрасте 90-95 лет, при этом Мудрые, достигнув старческого возраста, часто добровольно отказываются от жизни, - так ушел Беор Старый. Такая смерть считается наиболее правильной, - но немногие решаются на это.
      Умерших хоронят в могилах, знать – чаще в насыпных курганах. Рядом с умершим могут класть его оружие, личные вещи. Мертвых почитают, за могилами ухаживают, приносят к ним цветы, пожертвования. К духам умерших предков могут обращаться за помощью в трудных и опасных ситуациях. Однако особенных суеверий, связанных с умершими, у беорингов, как нам представляется, нет.

      Люди учатся у эльфов и любят их, - но в то же время элемент зависти, или даже скорее некоей горечи, присутствует – прежде всего зависти к эльфийскому бессмертию. При этом люди плохо понимают, что означает эльфийское бессмертие. Однако люди, как правило, знают, что эльфа можно убить оружием, - но они думают, что в Валиноре эльфы быстро возрождаются.
      О том, что бессмертие эльфов ограничено судьбой Арды, даже Андрет впервые услышала лишь от Финрода, - так что эта сторона эльфийского бессмертия для людей фактически неизвестна.

      Вообще об истории эльфов люди знают не так уж много, а то, что знают, достаточно противоречиво. Большинство знают, что эльфы пришли с Запада воевать с Морготом (при этом Андрет говорит Финроду: «а я слышала, что вы пришли отвоевать свое похищенное сокровище»). Знают ли люди об обстоятельствах, при которых эльфы покинули Валинор, и последующих событиях? С одной стороны, эльфы отнюдь не торопятся рассказывать людям о событиях, о которых они и между собой стараются не говорить лишний раз: об Альквалондэ, Лосгаре и Хэлькараксе, о проклятии Мандоса. С другой стороны Моргот прилагает всяческие усилия, чтобы отвратить эдайн от общения с эльфами, - и потому распускает всяческие слухи, при этом многократно искаженные.
      Если же у кого-то из людей будут возникать подобные вопросы в ходе игры (например, если кто-то спросит эльфов «Почему же валар не помогают вам (и нам) в борьбе с Врагом?») – то можно порекомендовать игрокам-эльфам заранее продумать ответы на такие вопросы – при этом отнюдь не обязательно, чтобы существовало какое-то единое объяснение.

      Рассказы про эльфийскую эстель, надежда Финрода на Арду Исцеленную, - та надежда, к которой он пришел в ходе беседы с Андрет 45 лет назад, - все эти высокие материи на отыгрываемый момент скорее всего так и остались исключительным знанием Андрет и, возможно, ее ученицы. Эдайн того времени не ведут бесконечных разговоров об эстель - они даже не знают еще, что это такое (хотя, конечно, эльфы уже в ходе игры могут им рассказывать об этом); собственные же надежды людей, кроме немногих мудрецов, как правило не простираются дальше жизни ближайших поколений. Относительно же возможного начала войны люди думают по-разному – кто-то считает, что мир недолговечен, кто-то (вероятно, чаще воины, несущие службу на границе) думает о том, что хорошо бы напасть первыми и опередить Врага, другие полагают, что на их век и даже на век их детей мирной жизни хватит. Ни среди правителей, ни среди Мудрых нет единства по этим вопросам, - простые же люди чаще озабочены ближайшим урожаем, нежели вопросами войны и мира.

      Еще о верованиях людей. Люди верят в лесных духов (впрочем, это больше относится к племени Халет). Кое-кто из людей, охотясь в лесах, видел энтов. Правда, они их не называют энтами, - но рассказывают предания о гигантских живых деревьях, которые могут передвигаться и которые беспощадны к тем, кто бессмысленно рубит лес и чинит ему какие-то иные беды.

Законодательство и судопроизводство.

      В это время уже существуют зачатки письменного законодательства, однако оно достаточно отрывочно. То, что не записано в законах, было областью обычного права - как в средневековой Западной Европе. Традиции, обычаи, передаваемые из века в век, казались настолько естественными, что никто не мог представить себе, что их можно нарушать систематически. В закон же заносились положения новые, основанные на праве прецедента: тогда-то в таком-то случае было сделано то-то, значит, и впредь в подобных случаях следует поступать так-то. Беоринги не рассматривают писаный закон как единственную побуждающую или запрещающую силу, обычное право обладало значительной властью.
      (Вообще беоринги – то, что называется «правильный народ», у них очень развито чувство справедливости и собственного достоинства, - так что они обычно интуитивно чувствуют многие формально не прописанные обстоятельства)

      Правитель является одновременно и законохранителем и законоговорителем. Хранителем традиционного права являются также Мудрые. Мудрые могут помочь разрешить какой-то конфликт, не относящийся к области, как сказали бы теперь, уголовного права, не доводя дело до суда – так могут быть решены вопросы наследства, размежевания земель и тому подобные. Во время суда правитель также вправе в спорной ситуации обратиться за советом к Мудрым, - но выносить судебное решение все равно будет правитель.
      В мирное время беоринги в основном представляют собой то, что назвали бы «законопослушным народом», поэтому крупные преступления у них – редкость. Судят чаще за мелкие кражи, за нарушение земельных границ между хозяйствами, за потраву полей (чужой скот забрел на чужое поле), за неосторожную порчу чужого имущества (сломали забор у соседа) и тому подобное. Наказания в подобных случаях тоже чаще экономического характера – виновный возмещает ущерб в каких-то соответствующих единицах; сломанный забор чинят силами виновного и/или его семьи и тому подобное. Оскорбивший другого словом должен извиниться перед обиженным (возможно, также уплатить штраф, а возможно и нет, если извинения приняты потерпевшим)
      Если виновный не может заплатить – то за него это делает родственник, хозяин (если кто-то не имеет собственного хозяйства), либо просто любой человек из племени, пожелавший взять его на поруки. За крупные преступления – преднамеренное убийство, изнасилование женщины, намеренный доказанный поджог чужого дома – могут изгнать из племени или даже казнить, смотря по тяжести обстоятельств, - но крупные преступления случаются не так уж часто.
      Наказанию подвергают также лжесвидетеля – в этом случае часто руководствуются прецедентом, согласно которому лжесвидетель подвергается такой же мере наказания, какой был бы подвергнут обвиняемый, если бы обвинение оказалось справедливым (кроме, по всей вероятности, высших мер наказаний). Однако если сам оправданный бывший обвиняемый попросит за смягчение наказания лжесвидетелю, то последний будет помилован.
      То, что теперь назвали бы «военными преступлениями», не прописывается в формализованном законодательстве, - однако какие-то представления о том, как следует поступать в таких случаях, у беорингов имеются. В случае доказанного намеренного пособничества Врагу, шпионажа в пользу Врага, - будь-то местный или пойманный чужак, - применяется смертная казнь.
      Личных дружинников Бреголаса и Барахира, в случае дезертирства, судит сам предводитель дружины. В случае «ненамеренного пособничества», или, как возможно, сказали бы теперь, преступной халатности (бежал с поля боя, заснул на посту, удрал с поста на встречу с девушкой и тому подобное) виновного тоже будут судить, - хотя в формальное законодательство эти пункты и не включаются. Виновного могут изгнать из дружины или даже из племени, - в зависимости от обстоятельств и реального причиненного вреда.

      Института помилования, как такового, нет. Если вина человека доказана, то суд может учесть смягчающие обстоятельства, - но уже произнесенный приговор не отменяется.

      Более подробно преступления, наказания и порядок приведения на суд прописаны в отдельном документе – Судебнике Беора.

      В случае совершившегося преступления и если ситуацию не удается разрешить своими силами или с помощью Мудрых, пострадавшие обращаются к правителю (старосте поселения – для отдельных поселений). Правитель и его помощники вызывают виновного и обвинителей/пострадавших на суд. Также с каждой стороны вызываются свидетели. По старинной традиции обвиняемый имеет право на защиту. Это не столько «формально-юридическая» защита, сколько во многом просто дружеская помощь, совет и участие, по обоюдному согласию обвиняемого и защитника (См. похожий пример защиты Хурина Мантором в «Странствиях Хурина»)

      При этом, как правило, считалось «более достойным», чтобы взрослый обвиняемый отвечал и защищал себя сам, если он в здравом рассудке, а особенно, если мужчина.

      Защитником обычно выступает друг, сосед, дальний родственник. Родители, дети, родные братья и сестры, как правило, не могут выступать в качестве защитника, но лишь свидетеля, - хотя закон это и не формализует. С другой стороны, если преступление совершил несовершеннолетний, то за него в суде говорят, как правило, родители, а в случае отсутствия родителей – другие близкие родичи; положенную по закону виру или другое наказание обычно тоже несут родители. Все это не определено жестко, а решается чаще в каждом конкретном случае на основании каких-то имеющихся общих представлений.
      Защитниками и свидетелями могут быть равно мужчины и женщины, достигшие совершеннолетнего возраста – 16 лет.

      Если виновный точно известен, но бежал до начала разбирательства, то он считается виновным и наказание по выплате штрафов пострадавших несет его семья.

      Мелкие разбирательства чаще осуществляются старостами на местах. (но, поскольку мы все равно отыгрываем одно поселение, то по факту игры у нас все равно Бреголас совмещает в себе и правителя всего племени, и правителя конкретного поселения)
      В случае мелких преступлений суд, как правило, не является публичным.
      Однако в случае тяжких и затрагивающих интересы многих людей преступлений правитель вправе назначить публичное разбирательство, созвав всю деревню или даже всеобщий тинг племени.
      Если обвиняется деревенский староста, то он сам себя не судит, но его судит правитель племени. И если обвиняемый совершил преступление против старосты, то староста его сам не судит, но назначает вместо себя другого уважаемого человека.
      Соответственно если обвиняемый совершил преступление против правителя племени (кроме военного преступления – см. о дезертирстве из личной дружины правителя), то правитель его сам не судит, но назначает вместо себя уважаемого человека, часто Мудрого. Если же обвиняется сам правитель, то суд вершат Мудрые, - но такого прецедента не было на памяти поколений.

      На суде при разногласиях в показаниях свидетелей обычно предпочитают мнение большинства, при равенстве – мнение достойнейших, наделенных выдающимися качествами, известных своей честностью. Если равное число достойных свидетелей подтвердит правоту обеих сторон, стороны могут сослаться на третьего, хотя не свидетеля, но хорошо знающего обе стороны и почитаемого обеими. И тот, на кого они указывают, говорит, кого он считает правым. Суд может учесть его слова, - однако это также не есть окончательный решение. В спорных случаях обращаются за советом к Мудрым.
      Суды, как правило, вершатся тщательно, и чем тяжелее обвинение, тем тщательнее рассмотрение. Обвинительный приговор человеку выносят, чем найдут достойные доверия доказательства его вины при отсутствии достойных доверия доказательств его невиновности. Найдя же представленные доказательства вины неполными либо недостойными доверия, выносят обвиняемому оправдательный приговор, ибо считают, что лучше иной раз не наказать виновного в злодеянии, чем наказать неповинного в таковом.

      В приговорах указывается срок исполнения – например, в течение какого времени приговоренный должен уплатить штраф. Если он этого не сделал в срок, - то штраф с него могут взыскать насильно.
      Тот, кто укрывает преступника, не зная о его вине, неповинен сам. Тот, кто укрывает преступника, зная о его вине, наказывается сообразно с этой виной. Этот пункт обычно применяется лишь в случае тяжких преступлений.

О наследовании.
      Каждый вправе завещать все, что ему принадлежит, тому, кому пожелает. Землю же наследовать люди могут по обычаям, издревле установленным на этой земле.
      Если человек умер или пропал без вести, не назначив наследника, то все, что ему принадлежит, переходит к его детям, а если нет детей - то супругу, если же нет супруга – то к другим родичам – родителям, братьям, сестрам и далее.
      Оружие умершего и его доспехи, если не были они завещаны, переходят к старшему сыну, а если тот умрет или откажется от наследия, - к другому сыну. Если же нет сыновей, - то к брату, согласно старшинству. Если же умерший не оставил никакого завещания или наследников, то его имущество переходит в общинную казну (делится правителем в пользу бедных)

Семейные обычаи.

      Брак, разумеется, строго моногамный. Мужчины женятся в возрасте 20-30 лет, девушки выходят замуж в возрасте 18-25 лет. В семье существует, как правило, традиционное патриархальное разделение труда: мужчины воины, ремесленники, женщины смотрят за домом, огородом, занимаются рукоделием.
      Люди во многом копируют нравы и обычаи эльфов. Добрачные и внебрачные связи редки и считаются страшным позором, разводов тоже практически нет. Соблазнитель чужой жены или невесты может быть по решению суда изгнан из племени. Однако вдовы и вдовцы могут жениться и выходить замуж второй раз, - при этом чаще для второго брака выбирают тоже вдовицу/вдовца.
      Родители пользуются почетом и уважением. Если кто-то из молодежи вступает замуж без согласия и благословения родителей – на такую пару посмотрят как минимум косо. С другой стороны и родители своих детей не принуждают – браки заключаются в основном по любви или хотя бы по взаимному согласию. Запрещены браки между родственниками ближе, чем троюродные братья и сестры; не принято также жениться сводным братьям и сестрам (детям разных родителей во втором браке). Свадьбе, как правило, предшествует помолвка, во время которой происходит обмен кольцами. Длительность помолвки не определена: это может быть и месяц, и год, - главное, что молодые должны успеть проверить свои чувства и подготовиться к свадьбе. Помолвка чаще – дело интимное, она совершается в семейном кругу без свидетелей – хотя объявлено о ней может быть широко.
      На свадьбу, как правило, приглашают всю деревню – не только родственников. На свадьбу в доме правителя могут пригласить эльфов (хотя, впрочем, эльфов могут пригласить и на любую другую свадьбу, особенно если кто-то из молодых общался с эльфами, учился у них чему-нибудь и т.д.)
      Незамужние девушки гадают на суженого – кидают зернышки в воду и другие обряды.
      Детей-подростков часто принято отдавать на воспитание в родственные семьи.

Язык людей.

      К этому времени люди дома Беора практически полностью перешли на синдарин. Собственный язык (талиска) сохраняется в глухих поселениях – но их мы не отыгрываем.
      В тексте «Проблема «Рос» указано, что беоринги говорили на северном диалекте синдарина (но на игре это отличие вряд ли существенно)
      Синдарин отыгрывается литературным русским языком, при желании могут использоваться отдельные слова на синдарине (приветствия, прощания и проч.). Словарь синдарина побирается с лор-мастера. Отдельные люди (не обязательно только Мудрые), интересующиеся эльфами и эльфийской культурой, могут изучать и квенья, хотя в быту на квенья, конечно, не говорят.
      Язык племени Халет не похож на язык домов Беора и Хадора, и люди леса Бретиль медленнее других эдайн переходят на синдарин. Поэтому приезжие халадинки могут по желанию и согласованию с мастерами пытаться отыграть это языковое различие.
      Письменность существует также на синдарине. К этому времени уже ведутся записи старинных преданий, основ законодательства, поучений Мудрых, целительские трактаты. Грамотны в основном правители и их семьи, а также Мудрые. Простые люди могут быть неграмотны.

Одежда людей для игры

      В основном шерсть, лен, естественные расцветки, для женщин возможны ткани в крупную клетку, полоску, вышивка не очень сложным геометрическим и растительным орнаментом, возможно подобие кельтских мотивов; верхняя одежда шерстяная или кожаная. Зимой носят меховую одежду – но на игре конечно никто в мехах ходить не будет, хотя и отыгрывается зимний период времени.;-) Впрочем, желающие могут оторочить плащи полосками искуственного меха натуральных цветов. У женщин в основном длинные (примерно до щиколотки) свободные платья рубашечного покроя. Цвета бежевый, коричневый, желтоватый, зеленоватый, редко – синий и красный.
      В основном ориентируемся на простонародную одежду раннего средневековья; без жесткой исторической привязки.
      Знать на праздниках может носить шелковую одежду более ярких цветов и подражать эльфийским моделям. Девушки носят тканевые налобные повязки (типа хайратничков) ;-), деревянные и кожаные украшения – серьги, бусы; украшения из плетеных ниток, возможно речной жемчуг. Замужние женщины повязывают голову платком. Знать может носить украшения по эльфийскому образцу – металлические, из драгоценных и полудрагоценных камней (возможно, подаренные эльфами).

Игровые завязки на начало игры

      Дети Барахира. Молодой Берен обучается военному делу лично у лорда Ангрода. Дочь же Барахира Хириль – ученица Андрет Мудрой и живет вместе с ней, одновременно помогая старухе. У Хириль есть жених, он служит в дружине Ородрета в крепости Минас-Тирит. Парень этот – наполовину хадоринг, наполовину беоринг, мать его живет где-то в Дортонионе, но в другом поселении. Пару лет назад парень познакомился с Хириль в Дортонионе, и с тех пор молодые люди любят друг друга – но видятся редко.

      Горлим и Эйлинэль. Дом Ангрима зажиточен, семья уважаема среди людей. У него два сына, старший из которых - Горлим. Сыновья всем хороши, славные работники. Горлим обучен военному делу и время от времени "несет вахту" на сторожевом посту. Одно плохо - не нравится Ангриму невеста, которую выбрал его сын. За него с радостью пошла бы любая, а эта Эйлинель пришлая откуда-то из другой деревни. Живет со старой теткой. Крепких мужчин, с кем хорошо породниться, в семье нет. Да и сама - поглядеть не на что, хрупкая, задумчивая, все о чем-то мечтает. Разве будет из нее добрая хозяйка? Горлим огорчен размолвкой с отцом, но тихо стоит на своем.
      У Горлима есть соперник, парень по имени Гилдор, в свою очередь тоже влюбленный в Эйлинель. Однако не добившийся взаимности. Поэтому на Горлима он поглядывает косо. Этот треугольник преизрядно занимает деревенских сплетниц. Парень не теряет надежды, продолжая ухаживать за Эйлинель, поскольку понимает, что несогласие отца Горлима – дело серьезное. Он не негодяй, но ненависть к удачливому сопернику – чувство, способствующее проявлению не лучших черт характера. При встрече с Горлимом всякий раз обстановка накаляется. Горлим, в свою очередь, не очень–то любит парня, преследующего его невесту.

      «Халадинское семейство»
      Радруин из дома Беора – воин, жена Радруина Ранха – девушка из племени Халет. Некоторое время назад Радруин в составе военного отряда участвовал в объезде границ леса Бретиль и помог халадинскому поселению отразить набег орков; однако многие халадинские воины во время этого набега погибли. Радруин женился на дочери одного из погибших халадинских воинов и с полгода назад привез ее в Дортонион.
Младшая сестра Ранхи, Халет (ей около 16 лет), к моменту начала игры гостит у старшей.

Список текстов:
"Сильмариллион"
"Нарн и Хин Хурин" ("Неоконченные сказания")
"Атрабет Финрод ах Андрет" (с комментариями, включая "Повесть Аданель"!) (10 том)
"Странствия Хурина" (11 том)
"Поздняя Квента Сильмариллион" (11 том)
"О гномах и людях" (12 том)
"Проблема "Рос" (12 том)


Составитель – Раиса, при участии Хэльке, 2003

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz