"В чужом доме - с любовью?"

(Ответ Ристе Айлен)
   


-на толкиновские и фэндомские темы
-лекции, прочитанные
в Деканате Тол-Эрессейского Университета
("декабристские мотивы")

-из старой публицистики











Ристе Айлен вновь, в связи с распространившимися в последнее время "голубыми" апокрифами, ставит вопрос о "возможности хозяйничания в чужом мире в целом".

Вопрос, вероятно, до определенной степени закономерный, - с точки зрения жесткого канониста-исследователя правомерность практически любого "творчества по мотивам" может быть поставлена под сомнение – просто потому, что никто из присутствующих Толкиеном не является и в точности возпроизвести мир Средиземья так, как он был придуман/создан/увиден Профессором, вряд ли сможет – расхождения, бОльшие или меньшие, будут неизбежны.

Однако все-таки сравнивать я бы не стала.

При том, что я очень далека по взглядам от идеологии ЧКА, к примеру, - я не могу не признать того, что ЧКА – это, во-первых, хороший литературный русский язык, во-вторых, хорошее знание авторами мира Средиземья, его языков, истории, культуры. И главное – это пронзительная искренность авторов. Проще говоря, я могу с чем-то соглашатсья или не соглашаться, но не могу не уважать искреннюю веру, не могу не видеть тревогу и боль авторов за судьбу того мира, о котором они пишут и его героев.

Мне далеко не все нравится, скажем, в цикле "Средиземье: Отражение Х" – но и в данном случае литературный талант и пронзительная искренность автора искупают многое.

Я не во всем согласна с концепцией, скажем, "Хроник Дома Финарфина" Эйлиан – но очевидно, что и эту вещь писал человек, которому небезразлично Средиземье.

Список можно продолжить – "Лэйхоквента", "Хроники деяний эльдар и атани", "Исповедь стража", и др. - все эти вещи, разные, неровные, спорные, имеющие свои достоинства и недостатки, во всяком случае написаны и с талантом, и с искренней верой и любовью.

А что пишут Эарнур и ему подобные авторы? Для них персонажи Средиземья – исключительно средства для самовыражения. Какую веру исповедует Эарнур? Веру в то, что Финрод и Барахир сожительствовали друг с другом? Да вовсе нет, сам(а) же Эарнур в это не верит, для него это элементарный эпатаж, профанация. Эарнуру не интересна Арда как таковая – ему интересен сам факт выставления напоказ нетрадиционных отношений.

Перефразируя пример, приведенный Ристе Айлен, о девушке, хозяйничающей в чужом доме, могу добавить примерно следующее. Как ни странно, есть люди, которым я могу позволить, - если и не хозяйничать в своем доме, то во всяком случае высказать свое мнение о том, как будет лучше, как они мой дом видят.:)) Я им это позволю потому, что я знаю – я и мой дом для этих людей не безразличны. И еще – что у них есть вкус, знания, мера, опыт, - которые возможно позволят им увидеть в моем доме что-то такое, что я по привычке уже не замечаю сама, и помогут мне в какой-то степени лучше познать и свой дом и себя в доме. А вот если придет человек равнодушный, человек посторонний, человек, меня и моего образа жизни не знающий, человек, которому на мой дом на самом деле плевать, а интересует его лишь возможность продемонстрировать себя, любимого, - вот такому человеку можно и указать на его место. Я не призываю к репрессиям против Эарнура и ему подобных авторов, - на вкус и на цвет, как известно… - если кому-то нравится, пусть себе существует, - но в данном случае конкретно меня не устраивает не сам факт "хозяйничанья в чужом доме", а именно равнодушная профанация мира Средиземья, осуществляемая чужими и безразличными руками.

Ну, словечко "имхо" все-таки добавлю, чтобы никому не было обидно.:)

Искренне,
Р.Д.

июль 2001