"Уголок противника фильма Джексона"

(специально для тех, кто по каким-то причинам не взлюбил сие творение)
   













Маленькое предисловие. Так уж вышло, что отношения автора этого сайта с фильмом Джексона как-то не сложились... Разумеется, это не означает, что я что-то имею против людей, которым фильм понравился, но уж очень захотелось мне дать трибуну противоположной стороне... При этом я конечно же могла натаскать отрицательных отзывов множество - со всей большой фэндомской, да и не только фэндомской сети. Но по своей обычной привычке предпочитаю в основном выкладывать заметки людей, которых более-менее хорошо знаю. Разумеется, это не профессиональные рецензии, а лишь наспех записанные отзывы.

Талиорне
"Революция, о необходимости которой так
долго говорили большевики, свершилась"


Итак, свершилось. В Москве состоялась премьера первой части фильма "Властелин Колец". Первая волна впечатлений схлынула, теперь можно с умным видом порассуждать о достоинствах и недостатках фильма.

Мне фильм безусловно понравился. И дело здесь даже не только в великолепном мероприятии, устроенном Аскаром и его командой и не только в хорошенькой девушке, сидевшей рядом со мной. Сам фильм (как фильм), на мой взгляд, великолепен. Может быть, компьютерный тролль не совсем натурален, или хрупкие вьющиеся переходы в Мории без перил выглядят по-идиотски (а карабкающиеся по колоннам орки вызывают отчётливые ассоциации с фильмом "Вий"), но общее впечатление всё равно очень хорошее.

Теперь что касается английского профессора Толкина... На мой взгляд, он здесь и не ночевал. То есть ночевал, но не везде и не всеми местами. А там, где ночевал, ему было жутко неудобно.

Несомненно, экранизация требует жертв. Чтобы продолжительность фильма была хоть сколько-нибудь разумной, многие сцены приходится безжалостно вырезать, разговоры сокращать, персонажей склеивать. К этому я отношусь как к неизбежному злу - в тех случаях, когда оно действительно неизбежно. Впрочем, хватит общих рассуждений, перехожу к конкретике.

Драка калек на косты... э-э, извините, поединок волшебников на посохах. Что это и зачем оно нужно? Какой после этого создаётся образ волшебников (эльфы называют их истари, "мудрые")? В книге Гэндальф ни разу не проявляет способности двигать предметы "волщебством", издалека, да и откуда у него такая способность. Как известо, волшебникам "было запрещено являться исполненными величия или направлять стремления эльфов и людей открытым проявлением силы. Им было велено в скромных и слабых обличиях направлять эльфов и людей к добру советом и убеждением, стараться любовью и пониманием объединить все тех, кого Саурон, если он вернется, будет пытаться совращать и принуждать". Способности к телекинезу волшебникам совершенно ни к чему при таком задании. Собственно, насколько мне известно, такой способности в книгах Толкина не упомянуто ни у кого из имеющих телесный облик. Иначе бы Саурон просто улетучил бы куда-нибудь Элендила с Гил-Галадом, как в фильме Саруман - Гэндальфа.

Карадрас. В книге, когда отряд пытается преодолеть снежный перевал, путь им закрывает сама гора, обрушивая снег и камни. В фильме почему-то снег обрушивает Саруман. Зачем было нужно такое изменение? Как пишет (по аналогичному поводу) сам Толкин, "неужели трудно представить себе существо, которое враждебно людям и хоббитам и охотится на них не будучи в союзе с дьяволом!". Идея о том, что всё зло в мире подчинено Саурону или Саруману - это нарочное и неуместное упрощение концепции Толкина.

Урук-хаи. В фильме они у Сарумана вылупляются взрослыми из какой-то слизи. Принципиально важным моментом в толкиновской концепции является то, что зло не может создавать ничего живого. Все эти орки и урук-хаи - лишь искажённые, изуродованные люди и эльфы и размножаются они самым обычным, естественным путём. Этот момент был принципиален для самого Толкина.

Голлум. В фильме ни слова не сказано о том, что Голлум когда-то был хоббитом. Более того, судя по их рассказу истории кольца, Голлум уже был Голлумом в тот момент, когда нашёл кольцо. Исчезает вся история о том, как кольцо искалечило хоббита, превратив его в то, что являет собой Голлум и, соответственно, исчезает мотив возможного исцеления Голлума. Исчезают и слова "мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что ее вовсе нет?". А по-моему, отчасти ради них и писался "Властелин Колец"... Впрочем, может во второй части они что-нибудь придумают с Голлумом.

Ну и последняя претензия - самая спорная, пожалуй. Изложение истории кольца. История кольца показана и рассказана в самом начале. Показаны пытки Голлума, девять всадников, выезжающие из ворот Барад-Дура, показаны их поиски Бэггинса. Может, оно и хорошо, но... В книге читатель в самом начале ничего не знал. Слова Мордор и Саурон были для него всего лишь словами (а для Фродо - детскими страшилками или полузабытыми легендами, которые вдруг начали возвращаться к жизни), чёрные всадники - неясной угрозой, а кольцо - волшебной побрякушкой. И лишь постепенно, вместе с Фродо, он узнавал каков настоящий мир за границами Шира. В фильме же всё ясно с самого начала: вот он расклад, вот она погоня и вот они хоббиты, которые бегут со всех ног от неё. Может, конечно, оно и зрелищно получается, но это ли имел в виду профессор Толкин?


Владимир

Мой главный зуб на фильм в том, что Джексон черезчур вольно обошелся с ВК. Да, по совокупности я ему прощаю (пока не увижу продолжения, как минимум). Перечень неприемлимых для меня вещей весьма длинен, не буду портить себе настроение перечисляя его.

У меня есть два списка: малый, тех вещей которые Джексон обязан был сделать (или не сделать, но сделал) для того чтобы сохранить дух ВК и большой - того, что я вижу совершенно не так как он.

Второе, очевидно, не может быть поставлено ему в упрек (хотя чисто эстетически мне дорого возражение, что Кирдана он показывал без бороды:))) Что касается первго, Джексон признал мою правоту сам, написав в титрах что фильм по мотивам ВК. "Тошнит от Колец", к примеру, тоже написан по мотивам ВК.

Но я не понимаю главного: почему мы должны оправдывать недостатки свойством жанра? Завтра я выпущу красивый разноцветный комикс (на целых 6 страницах!) по Сильму - и кто-нибудь из вас начнет оправдывать мои упущения тем, что "жанр обязывает"? Но значит ли это, что стоит вообще делать комикс и оправдывать его качество форматом? Если "малый список" не пустой, нельзя называть фильм хорошей экранизацией ВК (что, напомню, не делает и сам Джексон). К ВК его фильм относится примерно как повести Дюма - к реальной истории Земли. Это, конечно, не значит что Дюма или фильм плох - но всяк сверчок должен знать свое истинное место.

Мне все равно, на какой почве выросла отсебятина. Что "я так вижу", что "мне нечитавшим надо объяснить" - по барабану. В первом случае человек хоть искренний.

И неужели главное - чтобы зрители остались довольны? А если парочку постельных сцен добавить, так еще лучше станет. Или драку с выцарапыванием глаз Арвен и Эовин. Почему нет? Зритель всегда прав.

Складывая, получаем: нечего лезть с грязными лапами к ВК. И не надо говорить, что у Джексона нет альтернативы. Альтернатива есть: не делать фильм, если не можешь по книге.


Ринглин

Вы спрашиваете, какие ожидания оказались обманутыми?
Из моих - никакие. Я получил все, что ожидал. :))

С моей точки зрения находка постановщика в фильме была одна: дрова в руках Боромира, когда он говорил с Фродо на Амон Хен. С натяжкой это мог быть эпизод надевания Кольца в трактире. Для тупых. Эсли кто не понял, что исчезнувший Фродо и Фродо, надевший Кольцо - это один и тот же хоббит.

Я скажу, какой бы фильм меня не возмутил. Для начала, пусть там будет все. И есть это не впихивается в шесть серий, пусть снимает шестдесят шесть, или конструктивного диалога у нас не получится. Меня не интересуют законы рынка, а также наличие денег у режисера. Меня, в отличие от Джексона, не интересует окупаемость фильма, и я нисколько этого не стыжусь, пусть голодает, если замахнулся на съемку ВК. Мои знакомые мастера игр пол-года угробляются на дополнительной работе, и все полученные деньги вбухивают в игру без малейшего намека на возможность их возврата.

Далее. Если он берется снимать все, пусть не снимает лишнего. На кой, спрашивается, хрен, Джексон вставил в фильм "битву железных старцев" и рождение урок-хай из грязи? Это ведь не просто несоответствие тексту...

Пусть будет красиво. Я не ждал от фильма ничего хорошего, но он был хуже в одном: там не было красоты. Шир был неплох, но за его пределами мир мрачен настолько, что жить в нем не хочется. Если в книге Сэма поразило солнце в Лориене, то меня убило его отсутсвие. Такое ощущение, что какой-то урук прочел ВК, проникся и снял фильм. Люди у него получились так себе, эльфы отлично - страшные и уродливые - а лучше всего были свои родные ребята, урук-хай.


Элхэ
Что понравилось? Две вещи: пейзажи и фейерверки. Однозначно. Кстати сказать, дракон - это картинка, но на этот раз толкиеновская лично:
http://www.nightrunner.com/cgi-bin/show_image.py?id=1729&pn=0
По-моему, как раз вот этот - и вариация на ту же тему:
http://www.nightrunner.com/cgi-bin/show_image.py?id=2110&pn=1

Правильны и милы хоббиты (хотя мне почему-то режет глаз картинка сидящих рядом в повозке Гэндалфа и Фродо; сама не пойму, чем - в остальных случаях, когда явно видна положенная разница в росте, оно смотрится совершенно нормально… Загадка). И Шир хорош (но странны хоббитские уши: какой-то интересный у них загиб сверху…), и Бильбо очень хорош, да и, собственно, четверка хоббитов вполне адекватна.
Вот она, Хоббитания, и Гэндалф в ней:
http://www.nightrunner.com/cgi-bin/show_image.py?id=1177&pn=0
a href="http://www.nightrunner.com/cgi-bin/show_image.py?id=1133&pn=0
А вот и дом Бильбо:


Глаза у Фродо странные. Ощущение такое, что глаза у него не улыбаются никогда, что выражение какой-то печали и обреченности в них от начала. То есть, когда он становится Хранителем, это перестает удивлять, а вот до того - удивляет: ведь веселый парнишка был, приключения любил... Гимли колоритен, несмотря на явное наличие у него запасных топоров и, по выражению Раисы, «привычкой перед боем вскакивать на могилы предков», а Леголас похож на эльфа и без знаменитых острых ушей. Впрочем, он - единственный, кто, по ощущениям, действительно похож на эльфа. Впрочем же, я не помню, чтобы по ходу фильма эльфы определялись как эльфы, так что их людская внешность, наверное, и не должна удивлять. Я с грустью думаю о том, что сделать «эльфийскую» внешность можно без компьютерной обработки и спецэффектов: просто на гриме и контактных линзах. По фильму они отличаются формой ушей и прической, а так - люди людьми.

Кстати о спецэффектах. Саурон, который «махнет мечом - улица, отмахнется - переулочек» действительно лучше всего смотрелся бы в какой-нибудь компьютерной игре. И движения у него неестественные для живого существа, зато естественны для компьютерного персонажа. Или робота. Возможно, таков был замысел… но смотрится странно. И взрывается он, как атомная бомба, только положенного грибовидного облака не хватает, а ударная волна - один в один. Но Саурон… позвольте, Саурон, в принципе - тоже иллюстрация, по крайней мере очень похож. На Моргота вот тут:

(По ходу вспомнила, где видела подобного персонажа: в заставке к «Dungeon Keeper-I». Рыцарь там есть, в глухом доспехе. Точно так же движется, как Саурон в фильме.)

И тролль, которого я опознала наконец. В «Звездных Войнах» приснопамятных есть такая зверушка, та самая, которая в гостях у Джаббы Хатта чуть не сожрала молодого Скайуокера. Такие же непропорционально маленькие и очень грустные (вероятно, от сознания собственной несуразности) глазки. И, опять же, неестественные движения. Я к чему это? - я к тому, что такие спецэффекты делали уже 20 лет назад, можно было бы и получше, неверное.

Нет, «ожившие иллюстрации» - это действительно хорошая и красивая идея. И она выполнена красиво, согласна. Даже фейерверочный дракон тоже явственно с какой-то очень известной иллюстрации. А вот мотылек радагастов… Я все думала, что же мне это напоминает? И я-таки вспомнила. Начало фильма «Men in Black». Только там была стрекоза. Но сцена эта - о, до чего же странно получилось и как подводит в некоторых случаях быстрая смена кадров! Летит мотылек, Гэндалф бросается с башни (на мотылька, по ощущениям) - а потом оказывается на спине у орла. То ли мотылек в орла превратился, то ли еще что - непонятно.

То, что ни Галадриэль, ни Арвен не выглядят «прекраснейшими девами Средиземья» - Б-г с ним, решила я, как только поняла, что Галадриэль - это тоже ожившая иллюстрация


Орки. С орками тяжело. Во-первых, они производят визуально ощущение мокрых мумий. Склизких. Во-вторых, «самозарождающиеся» урук-хай странны как-то: мне всегда казалось, что полуорки получались более естественным путем. Ну, синей краской они под кельтов раскрашены, чтобы страшнее было. А получается не страшно, получается просто противно. Хотя, возможно, таков был замысел… Но интеллект! Уничтожая деревья (непонятно, кстати, в контексте фильма - зачем: должно быть, просто от общей нехорошести - до этого речь идет о создании достойной армии), орки почему-то выбирают самый идиотский, простите, способ. Зато требующий наибольших энергозатрат. Они же эти вековые деревья пытаютя вывернуть с корнем. И интеллектуальный уровень становится ясен… впрочем, не только орков, но и тех, кто отдает им приказы. Ну, не может же быть такого, чтобы на весь Ортханк не нашлось ни одного топора?.. Или двуручной пилы, что ли… И орки, бегающие по стенам в Мории, ни с чем, кроме такраканов, не ассоциируются. Наверое, потому, что по стенам и в диких количествах.
А вот Мория сама по себе - опять же, иллюстрация:


Нет, если абстрагироваться от того, что это по Толкиену, которого мы тут все читали и знаем, то это нормальная добротно сделанная фэнтези. Собственно, перед тем, как фильм смотреть, я очень долго себя уговаривала, что нужно не пытаться искать несоответствия. И с самого начала (грешна) у меня это не получилось: с момента, когда я увидела уже поминавшихся мной бородатого Элендила и бородатого же Исилдура. Я поняла, что в основном «цепляют» не существенные изменения и сокращения (как Арвен вместо Глорфиндела или арнорские клинки размером с хороший охотничий кинжал, которые таскает с собой Арагорн), а «цепляют» именно такие вот непонятные мелочи: для фильма в целом они несущественны, но из головы не получается выкинуть то, что у тех, в ком эльфийская кровь, борода не растет. Или Леголас, объявляющий Арагорна Королем на Совете у Элронда (если память мне не изменяет, говорил об этом Гэндалф, и Арагорна называл он не Королем, а наследником Исилдура). Почему-то именно такие мелочи не дают отрешиться от исходного текста и воспринимать фильм просто как фильм (парадокс, знаете ли).

Аргонат!.. кажется, это тоже иллюстрация - но вот тут лучше бы что другое придумать. Потому что историческая аналогия подобным монументальными произведениям есть - это искусство Третьего Рейха, а поза, в которой эти «нибелунги» стоят, и особенно жест, увы, других трактовок просто не допускают. Наверное, те, кто снимал, искусством Германии соответствующего периода не интересовались… или просто уже всем все равно.
Вот и он

(а жест-то немного другой… но достаточно другой)

Скандал на совете у Элронда - это явно злое влияние Кольца: так оно и снято (красиво, кстати), тут мне лишний раз объясняют, что Кольцо - это очень плохо. Я даже не в претензии. Правда, скандалящие эльфы… но Б-г с ними. И опять же я некоторое время не могла понять, что мне это напоминает. Потом поняла: «Dragonlance», тот самый совет по поводу Ока Дракона, где маленький кендер решает проблему за всех, разбивая Око. В книге - непохоже, в фильме - очень. Наверное, потому, что в книге скандала нет.

А Арагорн внешне похож на Маркуса из «Вавилона-5», если кто смотрел. По манере поведения - тоже. И тоже зачем-то бородатый, хотя вроде не должен быть.
Вот интересно: все эти отсылки к другим фильмам - это намерено или случайно?

Расстроил рог Боромира. Звуком, на редкость тусклым и невыразительным. Подсознательно ждешь, что звук будет чистый и ясный, хотя для костяного рога это и нехарактерно; а вот, поди ж ты…

Порадовала, если можно так сказать, сцена после гибели Гэндалфа. Действительно очень сильно сделанный фрагмент, удивительно искренняя скорбь - и ощущается, и передается.

Очень жаль, что отсутствует сцена, где Галадриэль заглядывает в глаза каждому из Хранителей. И с подарками - жаль, и почему-то особенно жаль, что нет дара, о котором просил Гимли: он - значащий. И неотвязное ощущение, что Зеркало Галадриэль стоит в каком-то сыром подвале. Становится жаль Галадриэль, которая туда спускается босиком. Лориэн… странный Лориэн, но, может, это я не права, тем паче, что в Лориэне они все, кажется, оказываются ночью - а у меня всегда было ощущение зеленого и золотого Лориэна. Наверное, потому что Долина Поющего Золота. И нет ощущения безвременья, а оно должно быть, Лориэн же - это как Валинор в миниатюре, там время идет по-другому. Очень холодным получился Лориэн, скорее пугающим, чем приветливым, не дающим ощущения покоя. Но, может, таков и был замысел… хотя все равно - странно. Нет, заходят туда Хранители днем - но днем там лес и лес. Ну, красиый. Обычный. Жаль: нет волшебства.

Кстати, когда говорится о Назгул в самом начале - это ошибка перевода, или и в оригинале фильма они обозначаются как короли? Все девять? Потому что очень странно это прозвучало, учитывая, что трое из Назгул были нуменорцами (опять бородатые, да еще и явные старики уже в момент получения Колец… да ну их, честное слово!). И опять же непонятно, почему было не сказать так, как написано. Ну, не сэкономишь на этом экранное время!

А Назгул - медленные. Очень. Как можно ожидать, что они догонят Фродо… виновата, Арвен на коне, если Назгул, пустив в галоп коня, не может одного пешего хоббита догнать? И все их пугаются, а они какие-то нестрашные… что, впрочем, возможно, мое предубеждение. И воют тихо и жалостно. Поскуливают. Вообще, эта сцена с погоней чертовски хороша: Назгул заглядывает туда, где между корней прячутся хоббиты, после чего, явно удостоверившись, что тут они, никуда не делись, едет дальше. А потом загоняет хоббитов на паром (догонять не надо, надо именно загнать туда), приложив все усилия, чтобы малыши не повернули назад, и остается на берегу. Впрочем, на меня и в книге эта самая погоня за Кольцом всегда производила странное впечатление - но эту тему мы уже пытались обсуждать; я отвлеклась.

Кстати, вот и Назгул, как раз в предложенных обстоятельствах


Музыка не оставила по себе никакого впечатления. Вообще никакого. В отличие от поминавшихся «Звездных Войн», где музыкальные темы запоминаются сразу и прочно, так же сразу и прочно связываясь в сознании с определенными персонажами и обстоятельствами. Может, свяжется и здесь, если посмотреть фильм раз несколько?

Кстати, на АнК кто-то рассказывал, как давал молодым людям, не читавшим Толкиена, пояснения по ходу фильма. Я вот задумалась: а хорошо ли это? Все равно ни у кого из нас не получится полностью отрешиться от того, что все мы читали LotR, причем неоднократно. Потому мы знаем (например), что Элронд - эльф, нам не нужно это пояснять. Знаем, кто такой Голлум (помимо того, что «Кольцо нашло его само»), кто такие Гэндалф и Саруман, откуда они появились в Средиземье... Мы вообще много чего знаем, сразу и не упомнишь; мы достраиваем картину, подставляем в нужных местах недостающие фрагменты… а эксперимента для надо бы найти человека, не читавшего LotR, дать ему посмотреть фильм и поинтересоваться, все ли понятно. Потому что, наверное, только так и можно понять, это фильм все-таки в основном для толкиенистов, или в основном для людей, с Толкиеном не знакомых. Наверное, для первых; но это IMHO.

По здравом размышлении: действительно , фильм производит впечатление хорошо сделанных ХИ. Где ролевики вжились в роли, а сама Игра максимально приближена к «первоисточнику» - насколько в рамках ХИ это возможно.

А, я поняла, что мне напоминает поединок магов. Под финал фильма «Willow» две чародейки между собой дерутся, только там волшебная палочка вместо посохов, а так - весьма, весьма…

Что удивило неприятно: очень мрачный и очень подозрительно выглядящий «Гарцующий Пони». Наверное, потому, что достаточно жизнерадостная сцена с хоббитскими плясками и «Человеком на Луне» отсутствует. (И Кольцо - то на цепочке, то без цепочки всю дорогу…) А Арагорн груб и способен сильнейшим образом напугать не только хоббита: мне аж не посебе стало, когда он бедного Фродо в комнату втащил и на пол швырнул. Тут только гэндалфово письмо и могло помочь… так разве оно было, это письмо? Нет, может, внешне Арагорн поначалу и должен вызывать подозрения; но ведь не до такой же степени, а?

Опять я сбиваюсь на придирки. Нет, надо, в конце концов, посмотреть фильм на английском. Может, мнение как-то улучшится? Хотя не оставляет меня ощущение, что хорошую книгу не нужно перечитывать по 10 раз, пока не поймешь, что она хорошая. То же и с хорошим фильмом. Потому что призывы посмотреть фильм раза три,чтобы понять, что он хорош… м-м…

Лирическое отступление:
Вот я очень люблю «За миллиард лет до конца света». А еще есть по этой повести снятый фильм Сокурова, «Дни затмения». Почему-то, хорошо зная книгу, я смотрела фильм, что называется, не отрываясь, и мысли сопоставлять его с «исходником» у меня не было. Как «Пикник на обочине» и «Сталкера». Как «Солярис» Лема и «Солярис» Тарковского. Или «Понедельник начинается в субботу» и «Чародеев». (А фильм «Посредник», кстати сказать, лучше мирреровского оригинала - Миррер скучен, в сравнении, и менее глубок, Почему Миррер? - по ассоциации: он в свое время в «Знание-Сила» статью писал о Толкиене, «Три цвета Джона Толкина» называется. Я одну цитату оттуда помню до сих пор: «Характерно, что этот писатель - христианин, католик - удержался от того, чтобы ввести в свои книги христианские мотивы». В свое время фраза меня потрясла). Что говорите? «По мотивам», говорите? Правильно говорите… Вот я и думаю: когда фильм снимается до какого-то момента точно по книге, а потом начинаются сценарные и режиссерские вольности, а потом опять по книге - это выбивает из колеи больше, чем просто фильм «по мотивам». Возвращаюсь к мысли: может быть, этот фильм действительно нельзя смотреть толкиенистам? Как абстрагироваться, когда LotR знаешь мало не наизусть, когда лет десять обсуждаешь тексты, переводы, сам переводишь, дискутируешь, споришь - не дай Б-г, еще и что-то пишешь о Средиземье?

А вообще - в самом деле, когда начинаешь выискивать, что есть хорошего в фильме, значит, сам фильм, возможно, не так уж и хорош. Впрочем, о вкусах не спорят: все вышесказанное есть мое сугубое IMHO.


Анориэль

Три статуя - черным неграм, для политкорректности.
Семь статуев - разведенным: пособие по бедности.
Девять - всяким-разным фильмам ("Амели" оближется) -
И продюсерам всесильным как-то легче дышится.

А один, внеплановый - "Парамаунт Пикчерзу",
Чтобы разорить их всех, чтоб скупить их доли
И объединить навек, понавешав роли
Под владычеством всесильным "Парамаунт Пикчерза".

Выскажусь только по народам в целом:

1.Хоббиты классные. Фродо только чересчур страдалец. Не потому плохо, что не страдалец, а потому что чересчур.
2.Эльфы дивной красотой не удивили (Леголас - один приличный эльф)
3.Орки отвратны и напоминают Фрэдди Крюгеров
4.Назгулы напоминают ДартМола на коне и без меча.
5.Гномы более или менее нормальные, тем более что из-за бороды мало что видно. 
6.Маги дерутся на посохах и странны. Хотя внешне похожи.
7.Люди в основном вредные и опасные, один Арагорн не вредный (хотя все равно не нравится) 8.Кольцо - самый ужас в фильме и вообще прелесть. :)

Однако меня больше занимают события в сценарии.

Книга vs Фильм as я вижу:
1. Пролог с железным Сауроном, раскидывающим (чуть не написала пальцы веером, :) так и потерял кольцо) воином Последнего союза аки мусор, с одной стороны, "вводит" "непосвященных" зрителей в курс дела, однако нагоняет страху, чего нельзя сказать о начале ВК, где как раз все очень пушисто "60 years later". Саурон страшен, гондорские бэтмены воюют. И вообще, если показывают воспоминания Элронда в Ривенделле, то можно было весь пролог там показать. Не так уж много времени заняло. А тут- никакой интриги, сразу ясно, что за кольцо, откуда взялось и что будет всем очень и очень плохо. Моя подруга, ходившая на фильм, рассказывала, что сидевшие за ней некие господа по простоте душевной очень ждали, что Саурона в конце фильма победят. А тут такой облом. :)

2. Хоббитания. По-моему, прекрасно сделаны хоббиты. Даже не главные герои, а разнообразные эпизодические персонажи типа детишек и "обыкновенных" хоббитов. Восхитителен праздник с фейерверками и плясками. (Теперь мы знаем, как танцуют брызгу-дрызгу :) )

3. Уход Фродо. Тут Гэндальф-в-фильме превзошел Гэндальфа в Хоббите, буквально за уши вытаскивая Фродо и Сэма из дома и бросая на дороге. Вообще Гэндальф столько страху нагоняет, что очень жалко хоббитов.

4. Поездка Гэндальфа в Изенгард. Еще одна попытка "спрямить" повествование. Мы позже узнаем, что Саруман предатель и именно он задержал Гэндальфа. Убрали еще одну интригу - неизвестность причины отсутствия Гэндальфа, которой мучается Фродо перед уходом.

5. Встреча с Мерри и Пином в поле. Похоже, что фермер Маггот - человек, так как он кричит, что его достали хоббиты, которые воруют его овощи. Аки кролики. Вообще мне нравится способ присоединения Мерри и Пина к Фродо и Сэму. В книге - это практически осознанный выбор. Здесь - случайно получилось. Откуда спрашивается они берут плащи и прочее, что надо в дороге ?

6. С парома - в Бри. Средиземье в фильме меньше на целый Вековечный Лес. Ну грустно это. Мрачность фильма усиливается отсутствием этой светлой части повествования. Ужина у Бомбадила. Хотя, и Могильники не показывают. Кстати, раз Арагорн таскает с собой четыре меча для хоббитов, он то ли Бомбадил, то ли умертвие. :) :) :)

7. Бри. Люди, как уже указывалось, - просто ужасны. Там не только хоббиту страшно станет. Даже трактирщик так себе. Сцена с Кольцом - терпима по содержанию, но призрачный мир опять нагоняет ужас. Еще сцена из ужастика - приход назгулов в таверну. 

8. Заверть. Арагорн - очень крут - основная мысль этой сцены. А назгулы - тормоза. 

9. Встреча с Арвен. Арвен с катаной. Ну что делать. Арвен. Не Глорфиндэйл. Ну надо было изобразить "эльфийскую медицину" :). Короче, переделали все так, что и не узнать.

10. Ривенделл. Welcome to the real world, Frodo - говорит агент Элронд. Совет вокруг пенька - тоже своеобразный. Основная идея совершенно другая. Главный герой Совета - Кольцо. Только его положили на пенек - все с ума посходили. Гимли явно спер секиру соседа, чтобы стукнуть по Кольцу - таково его дурное влияние :).

11. Карадрас. Бурю оказывается устроил Саруман. А не гора. Логично для непритязательного зрителя - злой маг мешает хорошим героям. И еще одна тайна исчезает.

12. Глубинный страж из озера у ворот. Говорят, был такой фильм "Щупальца". Видимо осьминога оттуда позаимствовали. Дурная драка для нагоняния ужаса.

13. Мория. Странные лестницы строили гномы. Неужели им по ним удобно было лазить? Круче всего меня поразил не тролль - ну надо же было оправдать миллионы, потраченные на спецэффекты. Лучше всех Гимли - рыдающий перед могилой, а потом стоящий на ней перед битвой. Это при том, что согласно книге "гномы верхом не воюют". Им сверху неудобно. И бедную могилку раздолбали в полное ничтожество. Вместо того, чтобы навалить на нее гору. Видимо у гномов так принято.

14. Балрог страшен. Тьма за его спиной действительно только напоминает крылья.  Хотя где-то я эту рожу уже видела. В игрушке какой-то. А его огненный бич! Джедаи отдыхают. :)

15. Морийский мост. Вообще сцена почти точная. Но оставляет ощущения непонятности. То, что Балрог фактически стаскивает Гэндальфа за собой, здесь видно плохо. И мост кажется короче. Посему очень тягостно. Маг висит вроде не очень далеко, остальные смотрят.

16. Встреча с лориэнскими эльфами. Знаете, я думала, что лук - это не пистолет. Приставлять натянутый лук к носу - это как минимум странно. Меч или кинжал - это более логично. Вообще уже по Леголасу видно, что эльфы любят воевать метательным оружием. В любых ситуациях.

Как он в Мории классно стреляет в близкорасположенных врагов! :) :) :) Про меч вспомнила пока только Арвен. Кстати, я понимаю, что это политкорректности мы обязаны кривым мечам и прочим восточным мотивам у эльфов. Никакой дискриминации! Орки ни на кого не похожи. И воюют не ятаганами, а цзянь-гоу(мами), тб меч-крюками :). И негров среди харадримов наверно не будет...:) :) :)

17. Лориэн. Куда делась сцена с дарами (в роликах была)??? И почему уж тогда плащи с лориэнскими пряжками более зеленые чем серые? Про Галадриэль писать не буду. Не нравится мне она.

18. Разброд хранителей. Драк много, а вот смысла... Контрольный выстрел в голову Боромира, который главный урукхай пытается осуществить, наводит на мысль что орков сделали из эльфов. Похоже на книгу только смывание Боромира в Рэрос. Да и то показывают так быстро, что только зная что там и кто там лежит и что с ним делают, мы понимаем чего показывают. А Арагорн еще и стащил боромировы наручи с гондорским Белым Древом. Вот в Гондоре порадуются :).

19. Сэм плавать не умеет.
20. Фродо тоже.

От фильма у меня весьма неоднозначное впечатление. Кое-что прекрасно и за душу хватает. А кое-что воспринимается как плохая иллюстрация. Именно плохая иллюстрация, ибо в голове есть текст, как это было на самом деле...
На самом деле...
18.02.2002.


И вот самый резкий отзыв. Имхо, даже чрезмерно резкий - уж на что я не сторонница Джексона, и то я не все здесь одобрила. Тем не менее размещаю почти без сокращений, как еще одно мнение

Змея Натали

Что еще можно прибавить к тому, что уже сказано о фильме? Как его еще обругать после того, как его так разнообразно и справедливо обругали Элхэ и Сабрина?

Пожалуй, только охарактеризовать его просто как произведение искусства, оставив Толкиена в стороне.

Да ДО АнК высказывалось мнение, что фильм Джексона не хуже «Звездных войн». Вот уж верно. Если «Звездные войны» для кого-то – эталон художественного произведения, то мне тогда лучше сразу умолкнуть.

Фильм меня даже не разозлил. Первые 1,5 часа было очень смешно (сочувствую соседям, голос у меня и правда громкий), последние 1,5 – скучала. За все 3 часа экранного времени меня не тронуло ничего – ни пейзажи, ни актерская игра, ни музыка – ни-че-го. Может быть, я прилагала мало усилий? Может. Кажется, уже лет 10 я, приходя в кино или в театр, пытаюсь выловить в зрелищах, которые мне предлагают, хоть что-то стоящее – заставляющее задуматься или сопереживать. Это напоминает извлечение изюмин из черствой булки, и с каждым годом изюма все меньше и меньше. Не могу. Не вкусно. Я лучше пойду почитаю книгу.

Да. я пристрастна, у меня заведомо завышенные требования – не потому, что экранизируют именно Толкиена, а потому, что я воспитана на другом искусстве. Я наивно продолжаю думать, что искусство должно поднимать до себя, а не опускаться до уровня массового сознания, не принимать в расчет, что «зритель не поймет». Сделанного плохо, халтурно – не поймет, да.

Исходя из этого «Огни большого города», «Красавица и чудовище», «Чистое небо», «Служили два товарища», «Маленькие трагедии» - произведения искусства, а «Звездные войны» - жвачка.

Штампы, штампы, штампы. Даже я, уже лет 8 не бывавшая в кино, узнаю их. Рушащиеся лестницы, герой, висящий на двух пальцах над бездной, сто раз виденные где-то монстры, падение с крыши небоскреба (пардон, башни) в кабину самолета (пардон, на спину орла – и, заметьте, орел себе хребет не ломает); я уж молчу о любовной истории… У меня, честно говоря, нет претензий к актерским работам – я вообще не вижу в фильме актерских работ (кроме удивившего и порадовавшего меня Леголаса). Мне кажется, искусства актера в Америке вообще больше нет. Да, они что-то показывают, изображают – но почему мне все равно?

Потому что это клюквенный сок, а не кровь. Потому что «ВК» надо было снимать в России, может быть, даже в СССР – с настоящими, а не компьютерными пейзажами, с великими актерами, которые еще помнили, что актер играет собой – душой, нервами – живет, а не прикидывается.

Американцы сыты и благополучны. Все их проблемы – вроде переживаний Арагорна – решит психоаналитик, ну, в крайнем случае, психиатр. Их внутренний мир удивительно мелок и очень прост.

Хорошие парни колотят плохих парней. Плохих гораздо больше числом. Но хорошие берут умением. Во главе плохих стоит главный злодей – «злой, хромой, из древней истории». У него должно быть две руки, две ноги, одна голова. На худой конец – хвост и щупальца. Зритель должен верить в его реальность и победимость – это «чисто конкретный» маньяк с соседней улицы, террорист, похитивший ядерный чемоданчик, инопланетное чудовище, прилетевшее всех скушать. Цели у него тоже простые и понятные – сделать всем побольше гадостей. Так возникает образ Сарумана, подлого, но тупого, не додумавшегося даже до топора, не говоря уже о бензопиле. Саурона в фильме практически нет – потому что американцы уже забыли, что такое зло.

Зато есть балрог с рогами, как у племенного быка (хорошо хоть, без копыт и хвоста) – ну как же, «демон древнего мира», спасибо, сковородку с собой не прихватил.

Зашоренное, загнанное в рамки сознание. Уже упоминавшиеся сосиски на привале вполне логичны – всякий американец, выезжая на денек на пикник, везет в машине сосиски – в холодильнике. Им не приходит в голову, что может существовать мир, где холодильников нет.

Арвен, роняющая крупную крокодилову слезу над собравшимся умирать Фродо: «Не надо, не сейчас!» (потом, сначала кольцо отнеси). Почему мне так противно на это смотреть? Глицерин, а не слезы. Клюквенный сок, а не кровь. Фальшь.

Я нечуткая, злая, пристрастная. Ну да, еще бы. Когда лет 8, опять же, назад мы с подругой, прячась друг от друга. глотали слезы в финале «Огней большого города» - я чувствовала и боль, и сострадание, и какой-то неожиданный свет от сентиментальной, в общем, истории любви. Только любовь там была настоящая, и смерть – тоже.

Мы разучились смотреть, взгляд людей даже с самым тонким вкусом замылился. Если в фильме не говорят «Are you o'key?» висящему над пропастью Гэндальфу, то это уже шедевр. Если фильм на «3 с +», а не на «3», то мы бросаемся его хвалить, не слыша себя. А говорим мы примерно следующее: «Что вы, могло быть и хуже». Да кто спорит, могло, и еще как. Но из этого не следует, что теперь надо восхищаться тем, что получилось. А получился заурядный боевик с потугами на философию – и все. Мы, граждане страны, еще сравнительно недавно имевшей великое кино, жуем сено и не замечаем его вкуса. Человек привыкает ко всему.

Все прочее – мелочи, придирки. «Мир изменился» - говорят нам вначале. Голословно. В мире фильма нет ни чуда, ни волшебства, нечего оплакивать.

Мне не хватало осени – того самого «24 октября», тракта, Заверти, желтеющих деревьев, вида с вершины – первой части Муравьева-Кистяковского, на всю жизнь оставившего ощущение уходящего времени и огромного, безбрежного мира.

Нет ни стихов, ни песен. Я понимаю, экранное время дорого – но его вполне можно было сэкономить, сократив тупое и нудное месилово. Нет прошлого, легенд, преданий – истории мира, материка, из которого «ВК» вырастает – нет. несмотря на пролог о войне Последнего союза. Я не понимаю, кто там кого колотит, разглядевшие в этой сцене строй эльфов поистине эльфийским зрением обладают.

Режиссер не умеет «держать напряжение» (актерский жаргонизм, чтобы было понятно, возьмите «ВК» и перечитайте еще раз сцену в Летописном чертоге – «Нам некуда отступать!» - и вспомните, как это сделано в фильме, как сонно и лениво они читают летопись. Испохабить такую насквозь кинематографичную сцену – это надо умудриться.

Сено. Черствая булка. «Звездные войны». Скучно, грустно, неинтересно и не смешно.


И наконец стихотворный отзыв

Любелия

(Трынтравой заросла та тропа, где свои я выделывал па… - Хатуль)
Желтой улицей, февральским дождем. Подождем кого-нибудь? Нет, не ждем.
Сверху облако стекает слезой, мутным обликом маячит, шизой.
Пара луж, потом эркан, и адью. Помер наш герой от ран, лег в ладью
Пухом будет пусть ему Андуин. Пройден путь, а режиссер - сучий сын.
Назгул плещется в реке - конь в пальто, пройден путь, рука в руке, кто есть кто?
Вот нам фильм и вот нам маски с утра: то ли сказка, то ли отблеск костра,
Орки дерево и камень дробят. Я, наверное, люблю - не тебя.
Мы, наверно, наконец разошлись. Так по лужам, по домам - вниз и вниз.
Вниз по лесенке, там балрог и дым. Хорошо, наверно, быть молодым.
Хорошо быть орком, знать где приказ, только это не про нас, не про нас.
Хорошо быть эльфом, знать куда сбечь... Погребальная ладья, в днище - течь,
Так и плыть-тонуть по желтой волне. Только я тут непричем, я тут не...


Ну и конечно мой собственный отзыв здесь

В качестве заключения. Если вы желаете обругать фильм Джексона, хорошо подумайте, прежде чем это делать.:)))