Отчет Раисы с Зиланткона-2002

   












      Это был мой третий по счету Зилант. В отличие от первого, вызвавшего восторженный подъем, смешанного с легкой иронией; и второго, взвинченно-истерического, новый Зилант оказался каким-то очень спокойным и: я бы сказала, равнодушным. Возможно, сказывается некоторое пресыщение фэндомом.

6 ноября

      Ехали ночным поездом - я, Натали и Кеменкири; с нами Варвендэ и в том же вагоне - Ренна и Мири. Почему-то пустых мест было добрых половина вагона, хотя билеты не продавались и многие не могли уехать. Куда девались билеты - непонятно. По дороге Ренна и Мири травили околотирионские байки - после фразы "Однажды Хис решил постирать свой прикид Нолофинве..." мы дружно захохотали. Кто был на Сильм-Экстриме или хотя бы слышал о нем много от друзей (как я, например), - тот поймет причину нашего смеха. Утром пели - Кеменкири и Вардвендэ по очереди. В Казань мы приехали в неудобное время - половина второго, день разорванный. К счастью, Дуглас все-таки забронировал жилье в профилактории. Натали и Кири уехали гулять по городу - поскольку им не надо было разбираться с жильем; мы с Варвендэ поехали в Гайдар-сарай на регистрацию и поселение.
      В Гайдар-сарае была... что бы вы думали? Правильно, очередь. А также встретившие меня Таис (приехавшая накануне из Саратова автобусом) и Дуглас.

На регистрации, впрочем, народу было немного - сначала я отстояла одну маленькую очередь, подошла к стоечке, услышала, что "москвичам не сюда", встала в другую маленькую очередь и уже минут через десять получила тощенький бейджик. А вот очередь на поселение вилась и змеилась... Таис втиснула меня куда-то в середину очереди. Я спросила, нужно ли стоять в очереди на поселение тем, что поселяется в профилактории, - ответили, что надо. Полтора часа я честно отстояла, подошла к стойке и узнала о том, что в "профилакторий мы не заселяем, только в ДК и школы. А в профилакторий - это вон туда", - и послали меня на стойку регистрации.
      Подойдя к стойке регистрации, я узнала, что "поселение - вон там", то есть там, где я только что отстояла полуторачасовую очередь. Наконец выяснилось, что живущим в профилактории регистрироваться вообще не надо, надо только заламинировать бейджик и идти прямо в профилакторий. Бейджик мне заламинировали. Дуглас честно прождал меня все полтора часа и донес рюкзак до профилактория; где я вселилась без проблем за пять минут. В профилактории КМПО условия были лучше, чем в Авиаторе, где я жила в прошлые годы, - если не считать того, что там одновременно с нами проживала весьма шумная молодежная еврейская община, приехавшая на какой-то свой конгресс. Каждое утро, в восемь утра, их руководительница буйно колотила в двери с криком: "Подъем! Завтрак! Просыпаемся! Улыбаемся! Красимся! Моемся!" и так далее и тому подобное. Я обычно в это время и так и эдак встаю, но Элинор, проживавшую со мной в одной комнате, они будили.
      Вечером ходила в комнату к Тас и Ину; репетировали презентацию. Потом долго вечером в номере трепались с Дугласом за жизнь.

7 ноября

      Утром я сначала снова пошла репетировать к Ину. У нас уже неплохо получалось, но тут прибежала Тас, сказала, что мы не укладываемся в хронометраж и что текст надо сокращать. Елки-палки, какого же лешего я со своей дырявой в последнее время памятью учила столько лишнего?! Стали резать по живому, чтобы втиснуться в положенные двадцать минут. Как потом выяснилось - совершенно напрасно, мы могли бы презентоваться сколько душе угодно (в разумных пределах, конечно). До самого официального открытия делать было особенно нечего. Я бродила по ДК, выискивая знакомые лица; и заодно пытаясь что-то узнать о предстоящей секции толкинистики. Сначала кто-то сказал, что секцию толкинистики будет вести Валандиль, потом, что Дирфион; потом сказали, что Алина Немирова. Я пошла искать Алину Немирову. Она сказала, что секция будет завтра в час дня. Но в расписании, вывешенном на стенке, стояло другое время - в четыре часа. Алина пошла куда-то консультироваться, и подвердила, что секция будет в четыре. Я пошла сказать об этом Валандилю. Через час секретарь секции - Лиля Камалова, - сказала, что секция будет в час. Я снова пошла сказать об этом Валандилю. Еще через два часа Лиля, глядя на меня честными обалдевшими глазами, сказала: "следи за тем, чего вешают на стенке". На стенке было написано - в четыре, ура! Таким образом, на концерт Скади, начинавшийся также в четыре часа, я не попадала.
      На открытии вручали обычные призы. Больше всего порадовало, когда грамотку вручили директору Гайдар-сарая... воистину, этот мученик заслужил гораздо бОльшую награду. А вот приз за "самую популярную игру сезона" обещали вручить на закрытии "по результатам анкетирования". Я очень жалела, что мне не досталась анкета - я бы проголосовала за "Четвертую стражу". Впрочем, один мой голос и даже еще десяток голосов друзей и знакомых все равно бы ничего не изменили... оргкомитет твердо решил вручить премию Лоре - "не мытьем, так катаньем". На концерт Калугина я не пошла - как говорят, правильно сделала, ибо тяжелого рока было больше, чем Калугина. А в семь вечера мы всей компанией пошли в видеосалон: смотреть презентацию видеоклипов с Сильм-Экстрима. Не я одна из тех, кто не был на игре, пришел в видеосалон: Кири тоже пошла с нами. Пришел Валандиль. Еще кто-то... Предполагаю, что многие рассуждали также, как и я: "Хочу посмотреть, за что мучались мои друзья". Клипы были сделаны очень здорово, профессионально, с хорошим монтажом и хорошим подбором музыки. Смотреть было страшно - больше всего я боялась увидеть знакомые лица. Рядом с нами сидела девушка из Питера, игравшая в Ангбанде - она сидела, опустив голову, боясь смотреть по сторонам. Потом, в комнате, она напилась и стала плакать: "Я поворачиваюсь назад - вижу глаза Маэдроса. Я смотрю влево - вижу глаза Фингона. Я их всех... я им всем... вдруг они меня узнали?" Гадко было, тяжко. После просмотра почти все напились - по углам и своим компаниям. Ренна сначала протащила под курткой две бутылки к нам в комнату (было запрещено приносить алкоголь в стеклянных бутылках), выпили по кругу; потом ушла к себе в 31 школу и там, вероятно, добавила. Наконец разошлись. Вечером я сидела в профилактории в абсолютно трезвой компании, валялась на руках у Терн и слушала, как поет Хардинг.

8 ноября

      Презентация у нас была назначена в актовом зале ДК Гайдара на 11.20. В 10 утра я появилась в комнате Тас и Ину, рассчитывая еще успеть спокойно пойти позавтракать. Вместо этого я услышала: "Как хорошо, что ты пришла раньше, переодевайся скорее, нам перенесли презентацию на 10.30". Замечательно! Я срочно влезла в игровое платье. А как же те, кого мы пригласили на презентацию на 11.20? Перед кем мы, собственно, будем презентоваться? В общем, пошли в актовый зал. Перед нами должны были презентоваться ХИ-2003. Они сначала раздали такие буклетики с правилами, где были написаны например такие перлы: "Галадриэль, королева эльфов Лориена, является самой родовитой эльфийкой в Средиземье, и по сути могла бы запросто поспорить за корону нольдор с Элрондом, но, уважая мнение более миролюбивого мужа, редко занимается политикой". Как говорится, количество ошибок посчитайте сами. (Еще из тех же правил: "Издавна сидит в башне у моря Сэрдан-Корабел...")
      Затем на сцену вышел один человек. Стоявший в зале представитель оргкомитета велел ему начинать презентацию, но он сказал, что будет ждать своих. Так он и просидел на сцене в гордом одиночестве минут двадцать. Наконец, подошли его коллеги и начали презентацию. "Сколько вам надо времени?" - спросили их организаторы. "Сорок пять минут или больше", - бодро ответили ХИщники. Услышав про сорок пять минут, Тас занервничала, посмотрела на часы, и сказала, что до двенадцати мы пройти не успеем, - а в двенадцать ей надо идти открывать турнир менестрелей, которым она рулила на этом Зиланте. "Если не успеем сегодня - договорюсь с оргкомитетом на завтра", - утешила нас Тас, велела ждать и ушла. Между тем ХИщники успели сказать одну фразу: "Мы делаем ХИ-2003. Вопросы у вас есть?" Вопросов ни у кого не было. Я хотела задать вопрос про родовитую Галадриэль, но поленилась кричать из задних рядов. Поэтому они встали и ушли со сцены, - вместо сорока пяти минут их презентация заняла ровно пять. После них была очень красивая театрализованная презентация игры "Балканский сонник" по мотивам Милорада Павича. А после Сонника позвали нас (заметим в скобках, что времени было как раз 11.20), - но половина наших участников к этому времени разбрелась, кто куда. Наконец их нашли и торжественно водворили на сцену. Не знаю, как мы выступали - себя оценивать трудно; гораздо более важный вопрос - для кого мы это делали? В зале едва ли сидело хоть три-четыре человека нашей потенциальной аудитории.(подозреваю, что те, кому мы накануне сказали, что будем играть в 11.20 с утра увидели, что нас перенесли на 10.30, решили, что опоздали, и не пошли).
      Но этим дело не кончилось. Через некоторое время ко мне подошел один из наших игроков и спросил, когда мы будем делать презентацию? Я сказала, что все, мол, отчитались, теперь можешь говорить с нами приватно. Но он подвел меня к расписанию РИ-блока, где я благополучно увидела... что мы значимся вновь в расписании на завтрашний день, на три часа дня. Услышав эту новость от меня, Тас произнесла несколько слов на валарине. В итоге мы благополучно презентовались второй раз в тот же день вечером на... секции толкинистики с разрешения Алины Немировой, но уже не в театрализованном, а в обычном виде вопросов и ответов, и в основном для той аудитории, которая нам была и нужна. Что, по-видимому, и требовалось сделать с самого начала.
      После утренней презентации мы с Натали и Кири пошли на концерт Тэм - давно я мечтала услышать ее сольник. Вообще с концертами мне на этом Зиланте не везло - все интересующие меня концерты пересекались то с не менее интересующими меня семинарами, то с нашими рабочими собраниями; так что я утешала себя мыслью о том, что "такого-то я и в Москве могу послушать". В общем, все, что я услышала из музыки - это Тэм, Фирнвен и заключительный Большой концерт.
      С концерта Тэм мы с Натали побежали в авиатехникум, - на семинар "Психологические комплексы игроков и их использование в ролевых играх". Все основные семинары проходили именно в этом авиатехникуме через дорогу - с одной стороны, место хорошее, потому что близко; с другой стороны - крошечные аудитории. Самое начало семинара мы не застали. Незнакомый мне (но, судя по всему, достаточно известный в ролевой среде) докладчик делил типичные комплексы игроков на ролевых играх на четыре типа:
      1) Комплекс марионетки (это те несчастные, которые якобы слова ступить не могут без слова мастера. Судя по словам докладчика, в эту категорию попадали и мистериальные игроки)
      2) Комплекс крутого-на-халяву - тут все более-менее понятно, те, которые хотят на игре выпендриться, не прилагая к этому ни малейших (или прилагая минимальные) усилий.
      3) Комплекс вахтера - типа мелкий начальничек, который "тащить и не пущать".
      4) И, наконец, комплекс внимания - то, чем мы все понемножку страдаем, ибо все любим привлекать к себе внимание любыми средствами.
      Вообще все это немножко отдавало дилетантизмом. О чем и сказал во время обсуждения дядечка с одной из первых парт, оказавшийся психологом с кафедры социальной психологии. По его мнению, комплексы в ролевом движении, конечно, существуют, но классифицируются и используются совершенно не так. В частности, он в свою очередь выделял "комплекс вины", "комплекс власти", "комплекс недореализации" и что-то еще. В общем, его выступление было более логичным и разумным. Однако сколько-нибудь конструктивное обсуждение закончилось в момент, когда в аудиторию пришла Еля Карева (мастер по людям на злополучном Сильм-Экстриме), и, прослушав все начало семинара, спросила: "А для чего мы вообще делаем игры?" После такой концептуальности (Азрафэль за моей спиной что-то злобно откомментировала) я пошла обедать.
      К нам с Натали присоединился Хэл и мы пошли искать какую-нибудь приличную забегаловку. В одной были все места заняты, в другой - много народа. Видимо, зилантовская атмосфера подействовала на нас не лучшим образом - мы заблудились в трех соснах, точнее, в трех улицах, и пошли куда-то вдаль... где нашлась крошечная забегаловка, ассортимент еды в которой состоял из водки и пельменей с майонезом. В придачу к пельменям прилагался местный ободранный мужичонка, который, вероятно, любил полных женщин, потому что кинулся нас с Хэлом обнимать и щупать. Хэл перенес атаку стоически. Пельмени (без водки) мы съели.
      Пошли на секцию толкинистики. Почему-то многие ругали ведущую секции, Алину Немирову, причем ругали люди, очень мною любимые и уважаемые. Честно говоря, я не очень понимаю, какие претензии к Алине именно как к ведущей секции (понятно, что теоретик из нее никакой, но этого и не требовалось), - особенно с учетом того, что она сама узнала о том, что ведет секцию, за два дня до Зиланта. А вот хороших докладов действительно не хватало, и я не знаю, кого в этом надо винить. К нашему глубокому огорчению, Дирфион отказался читать доклад о вассалитете у нолдор в Первую Эпоху, - жаль, хоть что-то было родное. Если честно, не в обиду Азрафэль, мне показалось, что ее доклад с несколько патетическим названием "Валар нам дали над низшими власть..." (получивший в народе кодовое название "О нуменорском шовинизме") был чрезмерно агитационным. Возможно, здесь как раз сказались проблемы регламента (Алина сказала, что дает двадцать минут на чтение доклада и двадцать минут на вопросы, а если вопросы останутся, то обсуждение переносится на следующий день) - но Азрафэль читала доклад очень долго, ее очень часто перебивали, в итоге было произнесено в начале очень много агитационных фраз, и очень мало цитат, фактов и реальных выводов. Все цитаты у нее, кажется, остались в написанном тексте. В итоге получился не столько академический доклад, сколько листовка на выборах "Голосуйте за нуменорцев!" Я очень надеюсь, что обещанный Азрафэль вариант для публикации (с цитатами и проч.) сгладит это впечатление - потому что, на мой взгляд, текст ее старого доклада, который висит на АнК ("История формирования королевской власти у дунэдайн" или как-то так), при, в общем-то, примерно тех же высказываемых идеях и тематике, производит гораздо более приятное впечатление и по структуре и по системе доказательств. Полемический задор хорош, но в меру, - тем более если он выливается в почти откровенно высказанное "Мы высшие, поэтому нам все позволено". Лично мне не кажется, что именно так написано у Толкина. На мой взгляд, ситуация одновременно и сложнее, и проще, и трагичнее. И комментарии Дирфиона о горцах, на мой взгляд, были вполне по делу. Доклад Эстеры "О творчестве фэндома по мотивам Толкина" был откровенно слабым. Некоторые говорили, что он вообще не подходит для секции толкинистики, что надо было его перенести в фантастиковедение. Но руководители секции фантастиковедения послали Эстеру подальше... то есть опять-таки на секцию толкинистики. В принципе, я не знаю, подходит он для секции толкинистики или нет. В прошлом году Кинн тоже читала доклад по толкинистской литературе - но у Кинн лучше получилось, чем у Эстеры, на мой взгляд, во всяком случае более структурировано. Где проходит граница? Если, например, на секции толкинистики обсуждать соответствия и противоречия с текстами Толкина, отражение толкиновских идей, наиболее популярные образы и сюжеты, - это вроде бы вписывается в тематику, а ежели обсуждать жанровые особенности околотолкинистского творчества, - то это уже не вписывается в тематику? Не знаю. Другое дело, что в прошлом году я лично еще интересовалась всякой апокрифистикой, а к этому году перестала интересоваться окончательно (во всяком случае крупноформатной). Но, в общем, это моя личная особенность.:) Но Эстера попыталась классифицировать все околотолкинистское творчество по каким-то совершенно левым признакам: квенты у нее попали в один пункт, глюки - в другой, отдельным пунктом было выделено какое-то "недотворчество". Понятно, что когда в одном пункте классификации смешиваются совершенно несравнимые вещи - например, жанровая принадлежность и отношение к Арде, - получается, как и следовало ожидать, совершенная лажа. Проблема в том, что Эстера вольно или невольно при всех своих классификациях наступила на несколько болезненных мозолей (понятно, что когда в аудитории сидит половина квенов, то на слово "квента" они реагируют нервно), - и за это поплатилась. Эстеру хотели бить. Больно. И я бы охотно помогла (сцена называлась "Мы с Риноном переглянулись и пошли тараном"). Но Алина решила замять начавшийся базар и объявила перерыв. После перерыва было тихо и благостно. Алина рассказывала про свою будущую игру "Арверниен" на Украине, посвященную бродячему сюжету - падению Гаваней Сириона; потом Тас делала очередную за день презентацию наших игр.
      Потом мы пошли в Гайдар-сарай в комнату к Тас и повалились штабелями на чужие пенки. Девушки, жившие в той же комнате (надо сказать, что Тас по доброте душевной и неумению отказывать людям позволила службе поселения запихать к ней в комнату десяток совершенно левого народа, так что жили они там как кильки в томате) отреагировали на наше появление нервно и пригрозили огородить свои пенки веревочкой, дабы никто посторонний на них не наступал. Немножко попели, немножко выпили, разошлись. Вечером в профилактории тусовались в комнате у Хардинга, причем хитом вечера был Дуглас, позировавший с воздетым на ножичке куском колбасы.

9 ноября

      С утра я не очень понимала, чем себя занять, и с тоски пошла на менестрельник, которым рулила Тас и еще две знакомые девушки - Яри и Вардвендэ. Уровень менестрельника, во всяком случае в той его части, что мне довелось услышать, был... матерный. Как потом выяснилось, все более-менее приличное с первого же прослушивания сразу пропустили на большой концерт, - а всю прочую графомань оставили на съедение. Пела Эстера с какой-то еще томской девушкой дуэтом - лучше бы они пели поодиночке, голоса хорошие, но пели совершенно вразнобой. Какая-то дева пела песню на слова Ниенны, сильно измененные. Потом я сдохла и ушла на ярмарку, где тусовалось некоторое количество приличного народа, и долго приценивалась ко всяким побрякушкам. Поскольку денег у меня было мало, то, обнаглев, я договорилась с некоторыми знакомыми продавцами и забрала товар в кредит "до Москвы". Правильно, а чего вы еще хотите от профессионального менеджера, занимающегося шесть лет оптовыми закупками? Когда я вернулась на менестрельник, то Яри уже читала вердикт, достаточно злобненький и даже не вполне корректный по форме, - хотя по сути несомненно вполне заслуженный. На Большой концерт выпустили троих.
      Оттуда пошли на концерт Тас. Я очень люблю Тас, но никак не понимаю, зачем она дает на Зиланте сольные концерты, - все равно на них приходят ровно десять человек друзей. Но мы-то можем всегда ее послушать и в комнате, в интимной обстановке. Причем обидно, что она делает сольник напополам с Яри, песни и манеру которой я не воспринимаю, - и, насколько я знаю, не я одна. Потом Ника пригласила нас поговорить об ее игре, - и я пропустила концерт "Мельницы", на который у меня был куплен билет. Впрочем, билет не пропал - по нему честно пошел Хэл.
      Беседовали мы в нижнем кафе в Гайдар-сарае, одновременно с поглощением пельменей в горшочке. Вообще за четыре дня в Казани я шесть раз ела пельмени. Потом я пошла переодеваться в бальное платье (в комнате у Тас, под крики девушек "не наступайте на нашу пенку"), а оттуда - на толкинистику, волоча длинным бархатным шлейфом по дороге от Гайдар-сарая к авиатехникуму. Почему мне не пришло в голову просто подвернуть шлейф - я не знаю.
      Во второй день на секции было меньше народу. Едва мы расселись, как в аудиторию влетела заплаканная жена Радомира и сообщила, что гопники напали на Радомира и Хиса возле 31 школы, где жил "Тирион". Тирионцев ветром сдуло из аудитории, за ними зачем-то побежали Гарет и Эстера. Потом в аудиторию вошла Азрафэль, спросила нас, что случилось и пошла звонить Хису по мобильнику. После чего вернулась в аудиторию, сказала "Все в порядке", и абсолютно спокойная, села за парту. Вот это молодчина, вот это выдержка! Через тридцать или сорок минут народ начал возвращаться, говорили невнятно, - то ли уладилось с милицией, то ли не уладилось. Но секцию начали.
      Лиля Камалова, хороший человек, попыталась в своем докладе (тема звучала что-то вроде "Фейри как продукт человеческого сознания", и заявлен доклад был как совместный Лили и Алины Немировой) разрулить и снять некоторые скандальные последствия доклада Эстеры. Но доклад у Лили был... во-первых, на мой взгляд, не очень подготовленный, - во многом это был просто перепев известного эссе Толкина "О волшебных историях". Во-вторых... тут мы вступаем в область, выходящую за пределы академической толкинистики. Дело в том, что делать доклад на подобную тематику (о, эти вечные темы квенства и квенского самоосознания!) поверхностно (как и получилось в итоге) - бессмысленно (кому и зачем это нужно? Не приложу же я с собой доклад, в самом деле, к анкете на работе в качестве справки о собственной психической полноценности). Делать же серьезно - это разговор личностный, а не академический; такие темы обсуждают в кругу узких друзей в два часа ночи, а не на секции толкинистики, где присутствует 90 полузнакомых человек.
      Поэтому и обсуждения почти не получилось - встала Азрафэль, повторила в кратком изложении тезисы своей весенней статьи о глюколовах, и тут же ушла на какой-то другой семинар.
      После этого Валандиль прочел очень милый, хотя и достаточно информационно-ликбезный доклад "Об истории написания Сильмариллиона", выделяя основные этапы работы Толкина над мифологией Первой Эпохи, а затем соотнося их с теми принципами, которыми руководствовался Кристофер, компилируя текст. Вроде бы все примерно известно, но учитывая тот уютный хаос, который обычно царит у меня в хоббичьей голове, получилось вполне неплохо. Основные вопросы - о том, как вписываются в предложенную схему некоторые поздние тексты по тематике первой эпохи, - как водится, пришли мне в голову уже постфактум. Затем немножко пообсуждали таинственную личность Гая Кея и его вклад в создании известного нам печатного варианта "Сильмариллиона".
      А затем я все-таки хотела вытащить Дирфиона на трибуну, но оказалось, что ему (и многим другим) нужно уже бежать на объявленный Хэлеком перед балом "показ мод с Сильм-Экстрима" (как сказал Хэлек, "единственное приличное, что было на этой игре, это костюмы, так давайте их покажем"). Пошли всей кучей в ДК Ленина. Показ мод удался - по залу-аквариуму расхаживали финвинги (все синенькие, немножко с серебром), феаноринги, одна хтоническая дева из Ангбанда в прозрачных колготках, один почтенный гном, несколько нандор, и Лора Бочарова в плаще Варды и с прической а la Алла Пугачева.
      Затем случилось нечто среднее между балом и дискотекой, и я даже немножко потанцевала. Тут снова пришла жена Радомира, опять плакала и говорила, что милиция забрала у нее паспорт, что им надо уезжать, в общем, я мало что поняла, - но она просила помочь собрать всех тирионских, которых я найду в зале, чтобы они шли в 31 школу. Потом вроде все успокоилось, и даже пришел Таравельт, сказал нам, что все в порядке, и увел Таис в гости. Но настроение уже было испорчено, поэтому стали расходиться. Опять пошли в Гайдар-сарай, опять трепались вповалку. Пришла к нам Лиля и мы стали обсуждать ее доклад, точнее, всякие проблемы, из него вытекающие, включая проблемы квенского общения... После инцидента с гопниками я боялась идти поздно вечером в профилакторий одна, поэтому вернулась на бал за Дугласом, Терн и Талиорне, и мы пошли домой вместе. Вечером тусовались в комнате Терн и Талиорне.

10 ноября

      С утра Ника позвала меня пойти на семинар "Метафизический и физический пласт в ролевой игре", или что-то в этом духе. Я честно пришла, опоздав всего минут на десять. В аудитории было три человека, включая нас с Никой; потом подтянулось еще человек пять. Десять утра в день закрытия - не лучшее время для серьезных мероприятий. Докладчик разбирал проблемы соотнесения метафизического плана игры (идеи), сюжета и игрового моделирования. В общем, достаточно полезно, хотя и несколько абстрактно, особенно когда Ника, сев на любимый конек, принялась вместо конкретных примеров апеллировать к Канту и Аристотелю. Через пару часов я ушла и еще немножко побродила по сворачивающейся ярмарке. В час начинался Большой Концерт.
      На концерте пело некоторое количество именитых менестрелей (Тэм, Йовин, Ранди и проч.). Открытием Зиланта стала победительница конкурса менестрелей - екатеринбургская дева по имени Рыжий Канцлер - хороший голос, масса обаяния и актуальность тематики (она пела пародии на Сильм-Экстрим) быстро снискали ей популярность в массах. Неплохой голосок, - хотя и не столь яркая индивидуальность, - оказался и у второй девы с турнира менестрелей. Зато когда вышел молодой человек по имени Даин Морийский (так и хочется почему-то сказать "Морийский гоблин"), я сдохла и ушла в коридор - трепаться с Дирфионом. Второй раз я сдохла на деве по имени "Кошка Сашка", которая честно призналась, что поет на Зиланте в первый раз. Хорошо бы и в последний. Потом вышла Иллет, и первым делом сообщила, что вчера у Фангорнов прямо из видеосалона сперли видеомагнитофон. Пустили шапку по кругу... Иллет, которая не делала в этом году сольный концерт, попеть толком не дали, - дескать, еще не все выступили. Лучше бы не давали петь Морийскому гоблину... Йовин тоже дали спеть только две песни, - хотя я не так уж люблю Йовин, но все равно несправедливость на лицо. Зато последней вышла Лора Бочарова с томным видом гуру, обругала йобургскую менестрельшу за "глумление над святынями", и спела три песни, по обыкновению забывая слова со сцены. На третьей песни я ушла, не дослушав.
      Закрытие Зиланта мы прогуляли, точнее, проели в соседнем кафе (правильно - пельмени...). Поэтому я не слышала, как вручали Дюрандаль за "самую популярную игру года" мастерской группе Сильм-Экстрима. Зато потом я сфотографировала грустного Хэлека - с этим самым Дюрандалем, нацепленным на рубашку. Пожалуй, если бы мы не ушли, - то освистали бы процесс. Потом долго прощались - с Тас, с Ину... Потом ехали в поезде, где оказался безбилетник, который при виде милиции спрятался в другой вагоне. Потом приехали домой.

      Собственно, все. Выводы отсутствуют за неимением. Особенные претензии к оргкомитету отсутствуют также, есть ли смысл ехать в следующем году - пока не знаю. Поживем - увидим. Всех друзей и знакомых благодарю за подаренные несколько дней общения.

13.11.2002