"Об апокрифах и вообще о жизни"
(Из полемики с лордом Айренаром) |
|
-на толкиновские и фэндомские темы |
Уважаемый Айренар! Как обещала, пишу здесь свои, совсем мелкие возражение против Вашего сообщения от 25.08.2000 Я, разумеется, не могу считаться знатоком литературы фэндома, написанной "по мотивам" Толкиена, так как выход в сеть получила совсем недавно и успела прочитать далеко не все; тем не менее некоторые соображения и у меня имеются. Так, вы упоминаете произведения, которые мне в свою очередь также показались одними из лучших: "Хроники Дома Финарфина" Эйлиан и "Хроники деяний Эльдар и Атани"; при этом Вы, возможно, не замечаете или не хотите замечать, что, например, точки зрения той же Эйлиан порой весьма далеки от канонических (ну не получилось у автора изобразить счастливую посмертную жизнь героя в Валиноре, как она ни старалась), а "Хроники деяний…" содержат прямые текстовые заимствования из столь нелюбимой Вами, насколько я понимаю, "ЧКА". Уловить грань между собственным восприятием мира Средиземья и его искажением действительно довольно сложно, но мне представляется, что эта грань проходит не совсем там, где Вам кажется. |
Проблема в том, что эпос по определению не может быть реалистичным. Я вот задумалась почему практически нет в сети ни дописываний, ни апокрифов по сюжетам ВК (пародии, небольшие рассказы и все), и почему столь бурно процветает апокрифописательство по сюжетам Первой и Второй Эпох? Да потому, что в ВК ножичка не втиснешь - это роман (хотя и эпический роман) с выписанными характерами (не то, чтобы всегда, но все же), полноценными диалогами, подробной психологической мотивировкой. Теперь берем для сравнению "Сильм" и что же видим? Вполне себе текст в духе классического эпоса: характеры героев не то, чтобы совсем отсутствуют, но скорее только намечены, разговорного диалога практически нет, психологические мотивировки поступков не выписаны, бытовые подробности не выписаны, между пунктом А и пунктом Б (то бишь между каждыми двумя фразами) дырища величиной в кулак; многочисленные черновики, написанные в разные годы, зачастую просто противоречат друг другу. По сему и стараются каждый кто как может и в том жанре, который ближе всего автору: хошь повесть (Ольга Брилева), хошь мыло-драма (ЧКА), хошь стеб (Свиридов), хошь трагикомедия (Ингвалл), хошь сексопатологическая чернуха a la Нина Новакович. На любой вкус.
В то же время нельзя не заметить, что вокруг основных толкиеновских персонажей явна ощущается некая совершенно определенная "аура" (не люблю этого слова, но другого подобрать не могу), - положительная или отрицательная, и именно эту ауру невольно улавливает любой "дописчик" или апокрифист.
Так, возвращаясь ближе к изначально обсуждаемой теме, я не встречала еще ни одного произведения, - Черного, Белого, Зеленого или Фиолетового в розовый цветочек, - в котором описали бы "отрицательного" Финрода; и для апокрифиста любого оттенка подвиг сына Финарфина свят. Характерно, что в изданной недавно "Исповеди стража" Иллет герой Галдор задает сам себе странный, на мой взгляд, вопрос: "Интересно, а за что же представители Тьмы уважают Финрода Фелагунда? Уж наверное не за то же самое, что представители Света?" Но, по моему личному убеждению, уважают-то они его как раз за то же самое, и это "что-то" определяется на самом деле самыми простейшими, банальнейшими и вечными нравственными категориями, - такими как мужество, благородство, верность своему слову и своему долгу. Можно спорить о частностях, но навсегда достоинство останется Достоинством, честь - Честью, а совесть - Совестью.
Лично я не представляю себе апокриф, в котором будут изображены, скажем, скверный, подлый и мелочный Аэгнор или благородные и справедливые Келегорм и Куруфин, - для такой трактовки нужно грубо исказить известные факты. И поэтому никто, я уверена, не сможет изобразить (и, насколько мне известно, никто и не изображал) Берена "грязным невежественным варваром-кондотьером". ТАКОГО Берена никогда не полюбила бы Лютиэнь, а отрицать факт великой любви этих двоих мы не можем.
Возможно, я старомодна, но я уверена, что есть вещи, которые могут называться только одним именем. Жестокость Саурона - Жестокостью. Предательство Маэглина - Предательством. Резня в Альквалондэ - Резней в Альквалондэ (хотя, например, в "Книге Хроник Арды" Вальрасиана сделана попытка приписать сам факт случившегося в Альквалондэ Мелькору; но при этом автор не замечает, что тем самым лишает все дальнейшее действо важнейшего нравственного и сюжетообразующего императива).
Теперь насчет "добреньких Мелькоров". Господа, можете сразу воспринимать нижеизложенное как сугубо личное мнение, но я еще не встречала ни одного апокрифа, убедительно изобразившего "действительно положительных" Мелькора или Саурона. Такой отрицательный материал заложен изначально в фактологии, связанной с этими толкиеновскими персонажами, такова их отрицательная аура и в "Сильме" и других произведениях, что во всех попытках апокрифистов описать "светлые Темные лики" любимых героев проглядывает, - по воле или против воли авторов, - что-то такое… хм, весьма нехорошее. Не случайно, на мой взгляд, самый слабый персонаж в злополучной "ЧКА" - именно Мелькор. Не случайно именно за этим слащаво-приторным Учителем с "глазами-звездами" тянется на самом деле солидный шлейф грешков, да и весьма полновесных грехов (и гибель Эллери Ахэ во многом на его совести; и проклятие Мелькором всего рода Финве "до седьмого колена" - поступок, мягко выражаясь, не вполне адекватный и др.). А тот Саурон, которого из повести в повесть с нежной и трепетной любовью живописует действительно очень талантливая Нина Новакович, на деле выходит не только пугающе реалистичным, но и отвратительным прямо-таки до дрожи. А ведь автор явно собиралась изобразить положительного героя! Такова сила слова, вернее, немногословия Толкиена.
При этом я, действительно, против того, чтобы изображать Мелькора и Саурона некими чудовищами "с клыками и красными глазами". Я признаю, что даже у самых отрицательных персонажей должна быть своя история, своя правда и боль, свои причины для ненависти к окружающему миру. Это только делает изображение более объемным и правдоподобным, но отнюдь не превращает подлеца в святого или наоборот.
Я не полагаю, что сама попытка взглянуть на события с точки зрения, скажем, Мелькора, - является искажением Арды. Нужно помнить о том, что в Первую Эпоху Арда уже искажена; и в этой искаженной Арде живут различные племена людей, эльфов и других народов, в том числе, кстати, и люди, находящиеся под властью Мелькора. Я полагаю, что эти люди могли быть как восторженными фанатиками, искренне верящими в "Доброго Учителя", так и запуганными обывателями. Я признаю то, что при этом они являлись не чудовищами, а людьми, которые и под властью Мелькора выращивали хлеб, влюблялись и воспитывали детей; что они также страдали от ужасов многовековой бесплодной войны и также оплакивали своих погибших. Что у этих людей могли быть, - и были, - своя история и память, свой эпос и культура. Что Война Гнева и разорение их края стали для них чудовищной трагедией. В этом смысле я готова признать правоту так называемых "ниеннистов".
Собственно, что мы имеем в виде ЧКА? Легенды противоположной стороны. Отнюдь не ложь, и отнюдь не единственно верное вИдение - а то, что можно назвать полуправдой.
Вот что у нас получается. Дедушка Ленин со стайкой крестьянских детишек на коленях и Ленин - один из величайших тиранов и диктаторов всех времен и народов соотносятся по исторических фактам друг с другом примерно так же, как Тано Мелькор и Профессорский Моргот. Между тем в реальной истории было и то и другое: и чудовищная диктатура с потоками крови, и стайки крестьянских детишек на коленях (читай в ЧКА - игра в снежки). Что ни с коей мере не оправдывает диктатуру, конечно же. > Да, и люди, искренне верящие в диктатуру мирового пролетариата, к примеру - это отнюдь не обязательно выдумки советской пропаганды, они были, эти люди. И трудовой энтузиазм в тридцатые годы был - наряду и одновременно с чудовищными сталинскими лагерями. И люди искренне писали во время Войны перед боем "Прошу считать меня коммунистом" и умирали с криком "За Сталина!". Так и здесь, в общем. Я вполне допускаю, что вот эти вот "люди Севера" (будем их так называть) могли слагать подобные легенды - не потому, что так БЫЛО, а потому, что они ТАК ВЕРИЛИ, и верили искренне. И вполне искренне могли люди полагать Мелькора своим Учителем, и преданы были ему не только из страха, и даже допускаю то, что какие-нибудь юные девицы в него влюблялись. Примерно так.
Кстати, об эпосах Первой Эпохи. Мне кажется, что сам Толкиен, - сознательно или неосознанно, - дал повод для таких толкований, когда назвал "Сильмариллион" - эпосом нолдор (а не просто, скажем, всемирной историей). Но, раз существует "эпос нолдор", то по этой же логике с тем же успехом может существовать эпос синдар, гномов, вастаков или людей, живших в Ангбанде, и рассматривающий те же события под разными углами зрения.
Вообще же, на мой взгляд, основная грань между "хорошим" и "плохим" дописыванием определяется в первую очередь литературными способностями авторов. С этой точки зрения, Эйлиан, Ниеннах или Тайэре - равно хорошая проза (несмотря на очевидную спорность мировоззрения особенно двух последних, да и другие неоднократно обсуждаемые недостатки), а Перумов, Еськов или Вальрасиан - плохая. Разумеется, приведенная классификация отражает исключительно мой собственный литературный вкус и может быть оспорена.
Август-сентябрь 2000