Есть упоминание также о некоем старике по имени Андвир, сыне Андрога, входившего некогда в шайку изгоев, возглавляемую Турином (желающих просим).
Разумеется, принимаются заявки на непоименованные роли – желающие сделать себе «именную родословную» могут воспользоваться генеалогическими таблицами, имеющимися для всех трех родов эдайн.
1.2. В Гаванях также могут проживать люди других племен (не из числа эдайн) – вастаки, северяне, а также полукровки, - однако по-видимому следует помнить о том, что их статус среди жителей Гаваней будет ниже, нежели людей из Трех домов.
Люди в Гаванях и окрестностях живут, вероятно, небольшими общинными или отдельными домами, занимаются земледелием, животноводством, ремеслами, мелкой торговлей, вероятно и кораблестроением и мореплаванием (в основном, надо полагать, для рыболовного промысла), а также иногда могут выполнять роль слуг в домах у эльфов.
Хотя в это время в Гаванях население в значительной степени смешалось, однако возможно представители разных родов еще сохраняют свою специфику в роде занятий, а также в характерах, описанные в «Сильме» и других текстах Толкина – так, говорится в частности о том, что хадоринги как правило, были более склонны к воинским искусствам, в то время как беоринги, - к ремеслам и знаниям.
Люди составляют как бы отдельную общину в городе, хотя с эльфами общаются: как на бытовом уровне («рядовые люди» с «рядовыми эльфами»), так и на «властном уровне» – через своих выборных представителей. Поселившись на землях эльфов-телери (фалатрим), своим Лордом люди считают, по-видимому, Кирдана, а непосредственным правителем - наместника Кирдана (в Арверниене). Наместник Кирдана, в свою очередь, может собирать нечто вроде городского совета (возможно с самостоятельным выборным главой), в который входят как эльфы, так и влиятельные в городе люди (в том числе, возможно, даже женщины – известен, например, высокий статус женщины у народа Халет).
Однако после свадьбы Эарендила и Эльвинг непосредственный правителем в Арверниене, власть которого признают также и люди, - становится Эарендил (а до Эарендила, возможно, Туор и Идриль), а в его отсутствие соответственно, Эльвинг (что, впрочем, не отменяет существование института городского совета)
Люди также могут входить в состав постоянной городской дружины, а также ополчения, созываемого в случае непосредственной угрозы городу. В настоящий момент представляется, что люди участвуют и в обороне Гаваней – но не принимая на себя первый удар, а вступая в бой тогда, когда феаноринги уже ворвались в город (защищая собственные дома, детей и т.д.).
Люди, оставшиеся в живых после разгрома Гаваней, будут эвакуированы на кораблях Кирдана и Гил-Галада, присоединятся к народу Маэдроса и в дальнейшем уйдут вместе с ним (см. "Квента", четвертый том "Истории Средиземья") а также, возможно, просто разойдутся в разные стороны «куда глаза глядят» – это каждый игрок будет выбирать для себя сам.
2) В команду феанорингов в одном из трех основных вариантов:
2.1. Вастаки, служившие Маэдросу – из числа родов Ульфанга и Бора, оставшихся верными во время Нирнаэт.
2.2. Существует упоминания (см. пятый том "Истории Средиземья") о том, что Маэдросу служила часть народа Мараха (будущих хадорингов) - как известно, большинство из этого народа поселилось в районе Хитлума, "И лишь немногие из того же народа ушли к Маэдросу и в земли вокруг Холма Химринг".
2.3. Возможно, остатки эдайн разных племен, некогда проживавшие в районе Эстолада и в смутные времена после Нирнаэт частью пожелавшие искать защиты у находившихся в непосредственной близости феанорингов
2.3. Прочие беженцы, в основном из Дома Беора, бежавшие на Химринг из Дортониона после Дагор Браголлах и оставшиеся там
Поскольку команда феанорингов у нас предполагается в основном все-таки «военная», то желающим заявиться людьми именно в эту команду предлагается также выбирать себе «военные роли» (или могут быть приняты, например, «семейные заявки» – от желающих отыграть мужа и жену и т.д.). Люди могут служить в дружине Маэдроса и других феанорингов, выступать в роли военных советников, разведчиков, оруженосцев, чьих-либо воспитанников и так далее. Людям, заявленным в эту команду, придется по-видимому участвовать в нападениях феанорингов на Дориат и на Гавани, и делать тот же выбор, что и остальным членам этой команды (например кто-то во время нападения на Гавани может перейти на сторону Эльвинг и ее защитников)
Мирные ремесленники, торговцы и прочее сугубо мирное население (в виде одиночек) в команде феанорингов будет смотреться несколько неуместно.
3) В команду Ангбанда в роли:
3.1. Людей из восточных или северных племен, склонившихся на службу к Мелькору или издавна подпавших под его власть.
3.2. Людей из числа эдайн – пленных или уже потомков пленных. Соответственно в ходе «обработки» люди могут перейти на сторону Мелькора, или остаться несломленными (и в этом случае, вероятно, им придется проститься с жизнью, - если команда Ангбанда поторопиться сделать это до окончания игры)
Этнография восточных и особенно северных племен по текстам Толкина нам практически не известна. Желающие могут воспользоваться известными апокрифическими версиями (той же ЧКА, к примеру – касательно северян) – разумеется, с должной осторожностью и с соответствующей интерпретацией.
В свою очередь я бы не рекомендовала к использованию как источник по быту и культуре вастаков роман Ольги Брилевой – они там как-то подозрительно напоминают какие-то не то персидские, не то узбекские племена.-)) (это также касается и вастаков, играющих в команде феанорингов).
Существуют разработки по этнографии вастаков для игры «Пути людей» - желающие могут их посмотреть, однако они относятся хронологически к более позднему времени, что затрудняет их использование.
Мастера надеются в данном случае на вкус и чувство меры у игроков. Лично я как мастер против того, чтобы представлять Ангбанд как место, где проживают исключительно сплошные злодеи и убийцы. В роли таковых могут выступать лишь орки или иная нечисть, - люди же есть люди, хотя и падший народ, они однако сохраняют свободную волю и даже служа в Ангбанде, остаются способными не только на зло, но и на добрые поступки. Только не следует думать, что начальство будет оные добрые поступки поощрять – если такое произойдет, то это будет не с одобрения, а вопреки воле начальства и очевидно с соответствующими последствиями и санкциями для совершившего таковой поступок… например, для того, кто поможет пленнику. С другой стороны, начальство может преследовать какие-то свои цели – ну, например, желает произвести на пленника определенное впечатление, чтобы склонить его на свою сторону, или с провокационной целью желает отпустить пленника… а вот непосредственному исполнителю воли начальства таковые цели могут быть неведомы, и он искренне может считать себя делающим доброе дело.
Ангбанд представляется в виде довольно большого и жестко централизованного, в значительной степени военизированного хозяйства, люди в котором могут выполнять самые разные функции – от достаточно высокопоставленных военачальников и идеологических руководителей до простых охранников и рядовых воинов. В цитадели могут быть и целители (своих-то воинов кто-то должен был лечить, а порой и ценных пленных также), и даже учителя (только не с большой буквы, пожалуйста) -)) - почему бы и нет? Другой вопрос, чему оные учителя учили…
А вот чего, пожалуйста, на полигоне не надо и от каких заявок категорически просим воздержаться – так это от ролей всяких «темных магов», «призраков», «зомби» и тому подобной эзотерики, совершенно неуместной в мире Толкина в Первую Эпоху. Люди в Белерианде в первую эпоху магическими способностями не обладают! – и даже Мелькор не в состоянии наделить их таковыми. Максимум, кто может быть допущен в игру – так это шаман одного из северных или восточных племен, владеющий соответствующими обрядовыми действиями – но и это, на мой взгляд, лишнее.
4) Гондолин.
Это закрытый город, из людей там проживает один только Туор, судьба которого известна. Другие заявки на роли людей в команду Гондолина пропущены не будут
5) Дориат.
Теоретически после падения завесы Мелиан в Дориате могут жить люди разных племен – беженцы и так далее. Однако же это представляется для реальной истории Белерианда маловероятным, а для игры – лишней перегрузкой сюжета. Поэтому тем, кто все-таки непременно пожелает подать заявку на роль человека именно в Дориат, следует очень тщательно продумать свою квенту и согласовать ее с мастерами.
6) Теоретически не исключены и люди вне команд – бродячие нищие, торговцы, разведчики, вообще люди, по тем или иным причинам отбившиеся от своих. Любые подобные легенды следует тщательно согласовывать с мастерами, чтобы не перегрузить игру и не выйти из реалий мира.
Одежда людей
Для одежды людей разумеется будут действовать те же основные общие правила, что и для остальных игроков – то есть категорически исключаются цветные джинсы, кроссовки, спортивные футболки и прочая неуместная одежда.
Одежда эдайн – поселенцев в Гаванях по покрою схожа с одеждой эльдар – но несколько проще, грубее. Шелковые ткани, золотая и серебряная вышивка, очень яркие цвета вряд ли подходят для такого случая: используются лен, шерсть, кожа нейтральных спокойных тонов, могут использоваться полосатые или клетчатые ткани, вышивка хлопковыми нитками. Украшения у женщин деревянные, кожаные, плетеные (из бисера или типа макраме). Потомки племени Халет одеты проще, чем беоринги и хадоринги. Конечно, одежда зависит еще и от социального статуса человека – служанка или мелкий торговец одевается проще, чем человек из княжеского рода. Вастаки одеты в грубые темные ткани, кожу.
Вастаки, служащие Маэдросу, одеты соответственно своему статусу (для воинов – короткая куртка, плащ и т.д.).
Люди в Ангбанде, в том числе женщины, одеты в строгого покроя одежду черного или иных темных тонов без украшений (речь идет в основном о женщинах, связанных по роду занятий с армией или военным гарнизоном, - появление чисто "гражданских лиц" в Ангамандо по игре мне кажется маловероятным)
Языки людей
Основной язык людей в Белерианде – синдарин, который они переняли, общаясь с эльфами. Свой собственный язык сохранило племя Халет – однако и этот народ владел синдарином, хотя и несколько хуже, чем представители двух других племен (см. эссе «О гномах и людях» в двенадцатом томе «Истории Средиземья»). Во всяком случае если лесные жители – потомки Халет – и не говорили на синдарине, своего рода всеобщем языке Белерианда, пока жили в глухих углах леса Бретиль, - то им неизбежно пришлось овладеть хотя бы основами языка, переселившись в интернациональные Гавани (судя по тексту "Странствия Хурина", к моменту описываемых событий халадины на своем древнем языке использовали только различные ритуальные слова и фразы - например, фразы, открывающие собрание, поминальные песни и проч.)
У вастаков и северян есть свои языки, однако они остались неизвестными. Вероятно, и люди этих племен, особенно когда жили в районах со смешанных населением, владели хотя бы искаженным и упрощенным вариантом синдарина – желающие могут попытаться изобразить это на игре.
Таким образом, проще всего будет принять с некоторой долей условности, что всеобщим языком на полигоне будет синдарин.
Некоторые игротехнические моменты, связанные с хронологией игры и возрастом людей
Люди, в отличие от эльдар, стареют – что, собственно говоря, является одной из их основных характеристик.-))
Однако по сюжету игры, если брать по текстам, проходит 35 лет (с 503 года – падения Дориата до 538 года – падения Гаваней). Таким образом, с формальной точки зрения, игрок в роли человека, начавший игру в возрасте 25 лет, должен закончить ее шестидесятилетним стариком. Очевидно, что это не всех устроит – особенно с учетом того, что вся игра длится 8-10 часов.
Поэтому мастера предлагают с известной долей условности принять игровое время примерно за один год в Средиземье - в один час реальной игры.
Таким образом, начавший игру в «среднем возрастном цензе» (ну, к примеру, в тридцать лет) соответственно в среднем же возрастном цензе ее и закончит. Отличия между внешностью и стилем поведения человека в тридцать и сорок лет не так велики, чтобы это потребовало дополнительных усилий от игрока по изменению грима, внешности, костюма, рода занятий, и вообще манеры игры; а желающие вполне смогут успеть обзавестить семьей и детьми.
Разумеется, такая трактовка не снимает всех проблем, связанных с хронологией (в частности, остаются вопросы с возрастом Эльвинг и в особенности Эарендила, и затем детей Эарендила и Эльвинг), - однако все же до некоторой степени облегчит жизнь и мастерам, и игрокам.
Посмертие людей
Люди после смерти отправляются в Мандос, точно так же, как и остальные игроки (играющие эльфов) и смогут там пообщаться с валар и поговорить на тему своего посмертия. Однако у люедй в Мандосе будут свои собственные чертоги и общаться там с эльфами они не смогут (см. также Концепцию Мандоса). Кроме того, срок пребывания людей в чертогах Мандоса ограничен во времени – по текстам, феар людей уходят из Арды за круги мира, причем никому из живущих – ни эльфам, ни самим людям, ни даже валар, неизвестно, куда именно уходят души людей: собственно, в значительной степени в этом и заключается некая таинственная притягательность этой расы.
На игре убитые люди, пробыв положенное время в чертогах Мандоса, потом могут по желанию либо выйти игротехниками в команду Амана, либо деролиться и выйти из игры.
Каких-либо специфических наказаний в Мандосе для людей, служивших, к примеру, в Ангамандо, на игре не предусматривается – для них посмертие будет отыгрываться на общих основаниях.
Некоторые особенности психологии людей, а также отношение к эльфам
Люди из числа эдайн относятся к эльфам как к своим наставникам – как в области практических знаний и умений, так и в области знаний об устройстве мира. Какой-либо собственной религии у эдайн нет (старые религиозные представления если и были когда-либо до прихода в Белерианд, то забылись), люди трех родов вслед за эльдар верят в Эру Единого и благих валар.
Однако в отличие от эльдар, которые видели оных валар в свое время в Амане вблизи и непосредственно в зримом облике, эдайн могут руководствоваться только рассказами, - поэтому в сознании людей (особенно среди наименее образованной части) валар в значительно бОльшей степени обожествляются и становятся предметом своего рода доморощенных культов. Поэтому хотя институт молитвы как таковой отсутствует, однако личностные обращения в устах людей – не только к Эру, но и к валар, - будут вполне уместны.
Кроме того, представляется, что среди потомков народа Халет могут сохраняться культы, связанные с почитанием умерших, а также своего рода культы лесных духов (что не исключает, разумеется, обращения к Валар в соответствующих случаях). Кроме того, лесным людям свойственна вера в привидения.
У вастаков – как служащих Мелькору, так и служащих эльдар, сохраняются свои собственные культы и собственный пантеон божеств (игрокам, желающим играть вастаков, желательно прийти к некоему единообразию в этих вопросах – что, впрочем, не исключает того, что у разных родов могут быть совершенно разные имена для божеств, выполняющих в сущности одни и те же функции). Религиозные культы здесь отправляют местные шаманы.
Однако в цитадели Ангамандо среди людей восточных и особенно северных (более централизованных) местные племенные культы постепенно сменяются единым культом Мелькора в качестве божества и объекта поклонения, - в этом случае его идеологи и военачальники могут выполнять и своего рода функции жрецов.
Людям из числа эдайн зависть к эльфам и эльфийскому бессмертию на тот период времени не свойственна, хотя ощущение некоей чуждости все еще сохраняется – но это чувство естественного различия в судьбах, которое не вызывает горечи ни у одной из сторон. Прошли времена трагедии Андрет - окрашенная светлой печалью история Берена и Лютиэнь, свершившаяся в основном на глазах отцов и матерей ныне живущего поколения, впервые проложила реальный, хотя пока еще и хрупкий мост между расами. А в Гаванях проживают на глазах у всех Туор и Идриль, а также потомки от смешанных браков – Эарендиль, Эльвинг и их дети. И хотя общины по-прежнему живут в достаточной степени обособленно и панибратства в отношениях между людьми и эльдар не наблюдается, однако не будет большим криминалом, если кто-то пожелает отыграть историю любви между человеком и эльфом – хотя вряд ли такая история закончится счастливым браком.
В Ангамандо культивируется одновременно ненависть к эльфам и зависть к их бессмертию. Играя словами, местные идеологи одновременно внушают служащим здесь людям страх перед эльфами, ощущение собственной избранности («единственный свободный народ в Белерианде») и в то же время жажду бессмертия, которое в состоянии якобы даровать Мелькор за верную службу.
Составитель: Сабрина (при участии Кеменкири)