Адаптированное изложение текста Толкина "Заметки об орэ"

(перевод названной статьи сделан Кеменкири)

Для этого слова есть сразу несколько переводов, как то: «голос сердца», «внутренний голос», «предчувствие/предостережение», «совет», «побуждение». Однако, ore не всегда требует какого-либо действия, зачастую – это определенная эмоциональная окраска отношения к какому-либо событию, предмету, личности. Пример последнего – Белег и его отношение к Турину, не подчиняющееся никакой видимой логике, но тем не менее – не подвергаемое (Белегом) сомнениям. Кроме того, как именно предчувствие/предостережение, ore (для эльфов) обладает преимуществом перед логикой. К примеру, если разум (логика, что-то выстроенное на основе сведений) говорит эльфу, что «все будет плохо», а ore (чувство) утверждает обратное, средний эльф, «в норме» доверится именно ore. Яркий пример тому – как раз Финрод, доверявший ore, не смотря на отсутствие каких-либо основ для оптимизма. (Обратные примеры, естественно, есть и во множестве, но для иллюстрации степени доверия эльфов своему ore это, ИМХО, куда нагляднее.)

По мнению эльфов, ore так же имеет источник непосредственно в Замысле Единого, лежащего в основе бытия, отсюда эта связь с or- «вверх/подниматься». То есть, что-то, пришедшее «из глубины», из «основы», или – во время глубокого размышления, к примеру – во сне, когда внешнее не мешает проявляться внутреннему, глубинному. Так же (это мое мнение, возможно – ошибочное, но вот – так мне кажется), из-за связи ore и Замысла, Валар (и, в случае эльфов, косвенно - Эру) могут передавать эльфам определенные послания, сведения, а так же – влиять на восприятие той, или иной ситуации. (Не знаю, часто ли Валар этим пользовались, ИМХО – крайне редко, особенно – в отношении нолдор и в Первую Эпоху, но тем не менее – они могли это делать. Подобного рода влияние, имея в своей основе Замысел/волю Эру, рано или поздно приводило к должным последствиям и шло на благо, потому не вызывало в эльфах сомнения и, в норме – противоречия. Однако, повторюсь, это лишь мои выводы, возможно – не самые верные.)

Кроме того (и это крайне важно!) ore относится к духу, fea, и является одним из его свойств/функций. Это важно постольку, поскольку объясняет большую (или полную) незамутненность именно эльфийского ore в отличие от людского. Эльфам свойственно преобладание fea над hroa, и, если хроар эльфов, так же, как и людские, связаны с материей Арды, Мира, который по вине Моргота нес печать Искажения, то фэар происходят непосредственно от Эру, потому иначально Искажению нет в них места. Именно потому, что у эльфов фэа сильнее хроа, неискаженная часть личности «ведет и руководит». Т.к. ore – есть свойство фэа (более сильной, преобладающей и, главное – «по умолчанию»не подверженной Искажению части личности), то у эльфов этот «голос» - чист, ясен и не-лжив, ore эльфа никогда не обманывает и не вызывает сомнений. Главное – суметь прислушаться, но для эльфа такое умение – естественно. Противоположное отношение эльфа к ore – есть нечно неестественное, следствие Искажения, едва ли не грех. Если эльф «закроет свое сердце», то это – вот, не скажу, редкость ли, но всегда – беда, ошибка, расплата за которую следует неизбежно. Примером тому может быть Маглор (не Маэдрос, кстати) во время последней попытки заполучить Камни. Его сомнения в благополучном исходе вполне можно отнести к ore, однако, Маглор все же идет за братом – ну, и расплачивается за это. (По текстам сложно решить, были ли у Маэдроса какие-либо сомнения, ИМХО – были, конечно, даже не сомнения, а твердая уверенность в том, что поступают они не так, как должно, но – это всего лишь ИМХО, хотя, конечно, расплата и в этом случае наступила немедленно.)

Кстати же, именно на примере Маглора (а так же Тургона, «закрывшего свое сердце» по отношеню Хурину, после освобождения того из плена; возможно, в текстах есть и еще примеры, но я навскидку не вспомню) четко видно, что ore является побуждением, советом, но не приказом. Ore не требует немедленного действия, да и вообще – не всегда требует именно действия.

Что же до Людей, то в их(нашем) случае имеет место быть преобладание как раз хроа над фэа. Отсюда меньшее умение Людей воспринимать ore и отличать его от логики, размышления или каких-либо, не более, чем физических желаний и/или побуждений. Кроме того, преобладание хроа (материальной, следовательно – несущей печать Искажения части личности) над фэа замутняет и путает ore Людей, потому-то они(мы) в меньшей степени доверяют этому голосу. Так же, согласно легендам Людей, в прежние времена, еще до прихода эльфов, многие люди «признали власть Моргота, как Создателя Мира», что было во-первых, против Эру и Его воли/Замысла, а во-вторых (и это – самое тягостное следствие) – дало Морготу возможность влиять на фэар людей, вносить в них – Искажение. Потому, если фэар эльфов «по умолчанию» неискажены, то людям приходится прилагать определенные усилия, чтобы избавить фэа от «Тьмы», «Тени». Мало кому это удается в полной мере, потому ore людей, будучи свойством фэа, зачастую оказываются «злым советом», к которому может иметь доступ – Моргот. Мудрые (да и то – не все) способны отличить «злой совет» от истинного ore, но в среднем людям гораздо труднее (да и не всегда безопасно) доверять ore так же, как доверяют ему эльфы. Примеры истинного ore в текстах – это Берен, решивший (вдруг, спонтанно и без долгих размышлений) идти за помощью к Финроду, и Хурин, в разговоре с Морготом. Пример «злого совета» - тот же Хурин в Бретиле, обвинивший Халдада в смерти Морвэн и сама Морвэн, ушедшая из Дориата на поиски Турина. (наверняка, есть и еще, но вот эти я точно помню).

Эльфы, доверяя ore и доверяя своей душе, за редким исключением (Маэглин; остальные, к примеру, сыновья Феанора, – по обстоятельствам и далеко не всегда) не склонны ко лжи, это для них – неестественно и является следствием Искажения, так или иначе затрагивающего весь материальный мир.

Люди лишены такого критерия истинности, их фэар несут печать «Тени», Искажения, но им гораздо более свойственно меняться, правда, как в благую, так и в дурную стороны.
Hosted by uCoz