Адаптированное изложение текста Толкина "Заметки об орэ"
(перевод названной статьи сделан Кеменкири)
Для этого слова есть сразу несколько переводов, как то: «голос сердца»,
«внутренний голос», «предчувствие/предостережение», «совет», «побуждение».
Однако, ore не всегда требует какого-либо действия, зачастую – это
определенная эмоциональная окраска отношения к какому-либо событию,
предмету, личности. Пример последнего – Белег и его отношение к Турину, не
подчиняющееся никакой видимой логике, но тем не менее – не подвергаемое
(Белегом) сомнениям. Кроме того, как именно предчувствие/предостережение,
ore (для эльфов) обладает преимуществом перед логикой. К примеру, если
разум (логика, что-то выстроенное на основе сведений) говорит эльфу, что
«все будет плохо», а ore (чувство) утверждает обратное, средний эльф, «в
норме» доверится именно ore. Яркий пример тому – как раз Финрод, доверявший
ore, не смотря на отсутствие каких-либо основ для оптимизма. (Обратные
примеры, естественно, есть и во множестве, но для иллюстрации степени
доверия эльфов своему ore это, ИМХО, куда нагляднее.)
По мнению эльфов, ore так же имеет источник непосредственно в Замысле
Единого, лежащего в основе бытия, отсюда эта связь с or-
«вверх/подниматься». То есть, что-то, пришедшее «из глубины», из «основы»,
или – во время глубокого размышления, к примеру – во сне, когда внешнее не
мешает проявляться внутреннему, глубинному. Так же (это мое мнение,
возможно – ошибочное, но вот – так мне кажется), из-за связи ore и Замысла,
Валар (и, в случае эльфов, косвенно - Эру) могут передавать эльфам
определенные послания, сведения, а так же – влиять на восприятие той, или
иной ситуации. (Не знаю, часто ли Валар этим пользовались, ИМХО – крайне
редко, особенно – в отношении нолдор и в Первую Эпоху, но тем не менее –
они могли это делать. Подобного рода влияние, имея в своей основе
Замысел/волю Эру, рано или поздно приводило к должным последствиям и шло на
благо, потому не вызывало в эльфах сомнения и, в норме – противоречия.
Однако, повторюсь, это лишь мои выводы, возможно – не самые верные.)
Кроме того (и это крайне важно!) ore относится к духу, fea, и является
одним из его свойств/функций. Это важно постольку, поскольку объясняет
большую (или полную) незамутненность именно эльфийского ore в отличие от
людского. Эльфам свойственно преобладание fea над hroa, и, если хроар
эльфов, так же, как и людские, связаны с материей Арды, Мира, который по
вине Моргота нес печать Искажения, то фэар происходят непосредственно от
Эру, потому иначально Искажению нет в них места. Именно потому, что у
эльфов фэа сильнее хроа, неискаженная часть личности «ведет и руководит».
Т.к. ore – есть свойство фэа (более сильной, преобладающей и, главное – «по
умолчанию»не подверженной Искажению части личности), то у эльфов этот
«голос» - чист, ясен и не-лжив, ore эльфа никогда не обманывает и не
вызывает сомнений. Главное – суметь прислушаться, но для эльфа такое умение
– естественно. Противоположное отношение эльфа к ore – есть нечно
неестественное, следствие Искажения, едва ли не грех. Если эльф «закроет
свое сердце», то это – вот, не скажу, редкость ли, но всегда – беда,
ошибка, расплата за которую следует неизбежно. Примером тому может быть
Маглор (не Маэдрос, кстати) во время последней попытки заполучить Камни.
Его сомнения в благополучном исходе вполне можно отнести к ore, однако,
Маглор все же идет за братом – ну, и расплачивается за это. (По текстам
сложно решить, были ли у Маэдроса какие-либо сомнения, ИМХО – были,
конечно, даже не сомнения, а твердая уверенность в том, что поступают они
не так, как должно, но – это всего лишь ИМХО, хотя, конечно, расплата и в
этом случае наступила немедленно.)
Кстати же, именно на примере Маглора (а так же Тургона, «закрывшего свое
сердце» по отношеню Хурину, после освобождения того из плена; возможно, в
текстах есть и еще примеры, но я навскидку не вспомню) четко видно, что ore
является побуждением, советом, но не приказом. Ore не требует немедленного
действия, да и вообще – не всегда требует именно действия.
Что же до Людей, то в их(нашем) случае имеет место быть преобладание как
раз хроа над фэа. Отсюда меньшее умение Людей воспринимать ore и отличать
его от логики, размышления или каких-либо, не более, чем физических желаний
и/или побуждений. Кроме того, преобладание хроа (материальной,
следовательно – несущей печать Искажения части личности) над фэа замутняет
и путает ore Людей, потому-то они(мы) в меньшей степени доверяют этому
голосу. Так же, согласно легендам Людей, в прежние времена, еще до прихода
эльфов, многие люди «признали власть Моргота, как Создателя Мира», что было
во-первых, против Эру и Его воли/Замысла, а во-вторых (и это – самое
тягостное следствие) – дало Морготу возможность влиять на фэар людей,
вносить в них – Искажение. Потому, если фэар эльфов «по умолчанию»
неискажены, то людям приходится прилагать определенные усилия, чтобы
избавить фэа от «Тьмы», «Тени». Мало кому это удается в полной мере, потому
ore людей, будучи свойством фэа, зачастую оказываются «злым советом», к
которому может иметь доступ – Моргот. Мудрые (да и то – не все) способны
отличить «злой совет» от истинного ore, но в среднем людям гораздо труднее
(да и не всегда безопасно) доверять ore так же, как доверяют ему эльфы.
Примеры истинного ore в текстах – это Берен, решивший (вдруг, спонтанно и
без долгих размышлений) идти за помощью к Финроду, и Хурин, в разговоре с
Морготом. Пример «злого совета» - тот же Хурин в Бретиле, обвинивший
Халдада в смерти Морвэн и сама Морвэн, ушедшая из Дориата на поиски Турина.
(наверняка, есть и еще, но вот эти я точно помню).
Эльфы, доверяя ore и доверяя своей душе, за редким исключением (Маэглин;
остальные, к примеру, сыновья Феанора, – по обстоятельствам и далеко не
всегда) не склонны ко лжи, это для них – неестественно и является
следствием Искажения, так или иначе затрагивающего весь материальный мир.
Люди лишены такого критерия истинности, их фэар несут печать «Тени»,
Искажения, но им гораздо более свойственно меняться, правда, как в благую,
так и в дурную стороны.